Основные руководящие мысли

date23.07.2014 "Приемные часы для здоровых" authorАвтор: Х. Я. Янес

Организация отдыха зависит от возраста, пола, здоровья, профессий, семейного положения, интересов, увлечений человека и еще многих других факторов. Несмотря на это, существует несколько общих принципов, соблюдение которых, с точки зрения гигиены, является рациональным.

Первая руководствующая мысль — отдых должен быть регулярным. Образно говоря, во время ежедневного отдыха происходит профилактический ремонт, еженедельного отдыха — текущий ремонт и ежегодного отпуска — капитальный ремонт организма. Все эти «ремонты» необходимы, и они должны быть произведены в предусмотренное время. Отдыхать наперед или задним числом невозможно.

Периоды отдыха в течение рабочего дня (микропаузы, короткие перерывы, производственная гимнастика, обеденный перерыв) предусматриваются в процессе организации работы предприятия или учреждения. Об отдыхе в свободное от производственной деятельности время должен заботиться сам человек. Частично об этом уже шла речь в главах о биоритмах и распорядке жизни, а также о сне со знаком качества.

Организм человека очень любит ритмичность. И разве ежедневное свободное время, вернее, нерабочее время, не заполнено у большинства людей определенными обязанностями и определенными делами, повторяющимися изо дня в день? Жизнь по более или менее определенному распорядку дня целесообразна, ибо на его основе у человека формируется динамичный стереотип деятельности. Это физиологическая, условно-рефлекторная основа привычек, облегчающая (атоматизирующая) работу центральной нервной системы. Регулярное повторение отдыха способствует экономии нервной энергии. Систематичность деятельности бережет мозг от ненужной нагрузки. В этом случае и си­стема внутренней секреции функционирует более уравновешенно, внутренние органы функционируют бесперебойно, и обмен веществ совершается без резких скачков. Современному человеку все время приходится трудиться над биологической неприспосовляемостью. Он не вправе не использовать динамический стереотип как механизм приспособления.

Нет универсального распорядка дня и недели, подходящего всем людям. Каждый должен сам разработать его для себя. Чем больше человек нагружен, тем больше он нуждается в планомерности в труде и отдыхе.

Возьмем, например, учащихся вечерней средней школы. Большинству молодежи легче утром работать, а вечером заниматься, чем утром заниматься, а работать вечером. При этом выяснилось, что работа влияет (утомляюще) на организм юноши больше, чем учеба (хотя и это представляет собой труд, умственный труд). Отсюда исходит простой вывод — самой подходящей работой для молодого человека является учеба.

Более пяти уроков в день в вечерней средней школе не должно быть. К шестому уроку учащиеся обычно так устают, что урок в большинстве случаев теряеч всякий смысл. Как учитель, так и ученики могут напрячь все силы, но их труд тем не менее будет малопроизводительным.

Большое значение имеет продолжительность перерыва между рабочим днем и школьным. Это период, в течение которого молодой человек должен настроить себя на выполнение новых задач. Наиболее целесообразным считается перерыв продолжительностью примерно в 2 часа. В более короткий срок (1 час) вызванные утомлением отклонения в организме не смогут регрессировать, и трудоспособность не восстанавливается в достаточной мере. Перерыв продолжительностью более двух часов полнее устраняет возникшую в первую половину дня усталость, однако, к концу дня степени усталости оказывается больше, чем при двухчасовом перерыве.

Наилучшим расписанием является такое, при котором учеба распределяется на 4 дня недели, причем, кроме обычных выходных, свободной остается среда. Посещение вечерней школы четыре, тем более пять дней подряд после работы вызывает переутомление и значительно снижает трудоспособность. Учащимся вечерней средней школы дополнительный день отдыха от учебы необходим. Стоит ли совмещать этот день со свободным от работы днем или нет, пусть каждый решает сам. С точки зрения гигиены, совсем не плохс брать свободные от школы и от работы дни одновременно.

Избежать переутомления учащийся вечерней средней школы может, регулярно отдыхая. Далеко не все дни одинаковы. Когда рабочий день выдастся более напряженным, перед школой можно освежиться прогулкой, во время которой пройдет возникающее особенно после еды чувство утомления; можно принять душ, умыться холодной водой, сделать гимнастику, в крайнем случае помогут и чашка кофе или крепкого чая.

Вторая руководствующая мысль — деятельность во время отдыха должна отличаться от профессиональной деятельности. Вечерние занятия не должны быть продолжением дневных. Это требование относится как к рабочей неделе, так и к выходным дням. Исходя из этого и рекомендуют чередование умственной и физической деятельности. К сожалению, именно у работников умственного труда выходные дни часто похожи на рабочие. И не у них ли чаще всего наблюдается ишемическая болезнь сердца, высокое кровяное давление, хронический гастрит и другие беды, предотвратить которые в какой-то мере человек все же может сам.

Большинство людей стремится свой ежегодный отпуск проводить вдали от дома. И это правильно. Ремонт квартиры можно произвести, например, ранней весной в выходные дни. Смена обстановки на время отпуска помогает отвлечься от будничных забот. Поговорка, что лучший отдых — путешествие, справедлива. Только малышей и стариков не следует везти в непривычный климат, далеко на юг или на север.

Конечно, летний отпуск можно полностью проводить и дома. Не всем хватает путевок в дома отдыха или туристических, не у каждого есть дача или родственники и знакомые в деревне или каком-нибудь курортном городе, не все любят ночевать в палатке и т. д. Но и отдыхая дома, следует стремиться к разнообразию, и хотя бы на время все же куда-то уехать.

Должен ли стать ежегодный отпуск и отдыхом от супружеских уз? Думается, что семья, где есть дети, должна отпуск проводить вместе, ибо в наш бурный век и так мало возможностей всей семье собираться вместе. У бездетной супружеской пары все зависит от желания супругов. Советы постороннего здесь излишни. Однако нередки случаи, когда проведенные вместе недели отпуска освежают и укрепляют союз мужа и жены.

Имея в виду принцип разнообразия, неплохо, когда на время отпуска несколько обновляют гардероб, изменяют прическу, отказываются от какой-либо привычки (плохой) и приобретают новые (хорошие).

Третья руководящая мысль — отдых должен быть активным. Он основывается на открытой русским физиологом И. Сеченовым (1829—1905) закономерности в том, что трудоспособность уставшей руки восстанавливается быстрее, если нагружать мышцы неуставшей руки. Явление объясняется взаимной связью и взаимовлиянием нервных центров. Когда устает правая рука, происходит торможение центров мозга, иннервирующих ее мышцы. При работе левой руки раздражение нервных центров ее мышц усиливает торможение центров мышц правой руки, способствуя такц образом восстановительным процессам в нервных клетках. При мышечной работе активный отдых дает желаемые результаты в том случае, когда рабочие движения охватывали определенные группы мышц и происходили, так сказать, автоматически, утомление и развивалось относительно быстро и было не очень сильным.

Описанное И. Сеченовым явление считают обобщи ным. Любая деятельность еще не утомленных органов ускоряет восстановление трудоспособности утомленых органов. Этим объясняется и положительное влияние физической деятельности на людей, утомление которых возникло от умственного труда.

При очень сильном физическом утомлении от активного отдыха пользы нет. Здесь необходим пассивный отдых, состояние покоя, в течение которого нервные клетки восстанавливают свои нормальные функциональные способности. При предельном умственном утомлении дело другое. В этом случае умеренная физическая деятельность способствует гашению возникаюших в мозгу очагов сверхвозбуждения и образованию торможения, необходимого для восстановительных процессов нервных клеток.

Здесь уместно еще раз подчеркнуть, что активный отдых хотя и полезен, поскольку помогает быстро снять утомление, однако, он не может заменить важнейший компонент пассивного отдыха — ночной сон.

Четвертая руководствующая мысль — отдых должен не только устранить утомление, но и укрепить здоровье. Это относится как к ежедневному и еженедельному отдыху, так и к ежегодному отпуску.

Когда профессия носит сенсорный характер, то во время отдыха следует избегать перегрузки соответствующих органов чувств. Человек, работающий в шуме машин, нуждается в тишине, корректор, часовщик микроскопист должны давать отдых глазам. Если профессия связана с постоянным нервно-психическим напряжением, то отдыхают в спокойной обстановке, когда нет надобности концентрировать внимание и находиться в напряжении, необходимом для принятия ответственных решений.

Отдых должен доставлять радость и приятные переживания, ибо положительные эмоции служат мощными тонизаторами центральной нервной системы. В отдыхе человек нуждается именно для восстановления функциональных способностей нервной системы и укрепления ее. Неразлучным спутником отдыхающего должен быть юмор, психогигиеническое значение которого невозможно переоценить.

Любой отдых следовало бы совмещать с природными оздоровительными факторами — воздухом, водой и солнцем. С точки зрения современного урбанизированного человека, наиболее важным оздоровительным фактором следует все же считать физическую деятельность и движение. Без этого и речи быть не может о рациональном отдыхе ни в обыкновенный рабочий день, ни в выходные дни, ни в отпускное время. Дело тут не просто в пользе активного отдыха, а в признании факта, тысячи раз подтвержденного, что из-за успехов науки и техники мышцы человека, оставшиеся без дела, настоятельно требуют физической нагрузки.