Заповеди психического здоровья (часть 4)

date24.07.2014 "Три причины стресса" authorАвтор: Г. И. Мишин

В трудных ситуациях всегда нужно быть готовым к жизненной борьбе, не дать неприятностям сломить себя, сопротивляться, какой бы гнет переживаний ни действовал на вас.

Заповедь третья: неуклонно совершенствуйте себя (о «комплексе неполноценности»). Некоторые люди часто испытывают недовольство собой, живут в постоянной напряженности, считая, что они хуже других. У одних — недовольство своими часто весьма преувеличенными физическими недостатками (внешностью, строением отдельных частей тела), у других — своими психологическими качествами (чрезмерной стеснительностью, робостью). На этой почве нередко создается выраженная эмоциональная напряженность, которая может в очень резкой степени влиять на мышление и поведение человека.

В художественной литературе, публицистике, обиходной речи такие переживания называют «комплексом неполноценности».

У старших школьников часто встречается «комплекс неполноценности», связанный с сомнениями в их красоте и привлекательности. Такие юноши и девушки избегают школьных вечеров, предпочитают одиночество, очень плохо чувствуют себя на людях. Нередко такие тягостные переживания развиваются после колкой реплики, услышанной от сверстников, учителей и даже родителей, которые, чтобы отучить ребенка от слишком долгого рассматривания себя в зеркале, говорят что-то неодобрительное о его внешности, вроде: «Ну и лопоухий же ты», «Ив кого ты такая уродилась», «Какой же ты у нас некрасивый» и т. д.

Следует всячески избегать подобных замечаний и в отношении подростков, если даже у них к пубертатному периоду и появляются какие-либо особенности во внешности: юношеские угри, сутулость, некоторая склонность к полноте и т. д. Стараясь помочь подростку избавиться от этих явлений, ни в коем случае не следует постоянно о них напоминать, а тем более употреблять ранящие психику выражения. Необходимо соблюдать соответствующий такт и учителям, школьным врачам, физкультурным тренерам. Иногда у подростков на почве таких переживаний развиваются стойкие болезненные расстройства, требующие специального лечения.

Иллюстрацией к этому может служить наблюдение одного 20-летнего студента. В детстве он развивался нормально, учился средне. Спокойный, очень впечатлительный, в коллективе чувствовал себя как-то неловко, стеснительно. С 16-летнего возраста, после колкой реплики товарища о его внешности, оп стал считать, что форма его черепа неправильная (узкий лоб, длинный нос), ноги кривые. Переживания эти стали навязчиво беспокоить его, но он их скрывал, продолжал учиться, вел себя замкнуто. Однако с течением времени переживания «де­фектности» своего телосложения становились все невыносимее. Трудно стало учиться в институте. Ему казалось, что случайные прохожие как-то «косо смотрят» на него. Настроение стало резко угнетенным, жить не хотелось. Было обнаружено даже, что больной припрятал патрон с тем, чтобы «покончить с собой». Ему пришлось рассказать о своих переживаниях врачу, после чего он был направлен на стационарное лечение. При обследовании оказалось, что больной был нормального телосложения, его череп, лоб, нос были без каких-либо внешне заметных дефектов, ноги — с очень небольшой кривизной, внешне совершенно незаметной. В начале лечения он не поддавался никаким разубеждениям и упорно твердил, что его ноги — кривые, нос — длинный, лоб — узкий. После проведения курса наркопсихотерапии больной поправился: исчезли депрессия и навязчивые переживания, стойко державшиеся на протяжении четырех лет, он стал критически оценивать свое состояние. В последующем он закончил институт и стал успешно работать. Для многих людей, недовольных собой, характерно подсознательное стремление к компенсации, самоутверждению. Нередко действительно существующий комплекс неполноценности является могучим стимулом, мобилизует волю, делает человека упорным и целенаправленным. Поведение становится подчиненным одной цели: доказать окружающим и самому себе, что «я не хуже других». Известны случаи, когда физически слабые люди с незначительными дефектами тренировались столь самозабвенно, что даже завоевывали в спорте чемпионские титулы.

Однако у некоторых людей, особенно с чертами эмоциональной неуравновешенности, комплекс неполноценности может обусловливать и асоциальное поведение. Так, один молодой человек после грубой реплики стал считать, что нос его уродлив (в то время у него был фурункул на носу). Ему казалось, что посторонние неодобрительно смотрят на него, и, чтобы «мстить» обид­чикам, он, освоив приемы бокса, стал жестоко избивать их. В этом случае, как и в приведенном выше, врач определил серьезное психическое расстройство, что также потребовало проведения специального лечения. Вначале больной упорно настаивал на оперативном лечении, не имея на то оснований. Затем, приняв курс наркопсихотерапии, он стал правильно, критически оценивать свое состояние и поведение.

Конечно, переживания комплекса неполноценности не всегда приводят к выраженным невротическим расстройствам, но эти переживания порою бывают очень тягостными, навязчивыми и оказывают серьезное влияние на жизненный путь человека.