Заповеди психического здоровья (часть 3)

date24.07.2014 "Три причины стресса" authorАвтор: Г. И. Мишин

В жизни нередко приходится, к сожалению, сталкиваться с аналогичными случаями. Так, под нашим наблюдением находился 35-летний инженер К. У него развилась тяжелая депрессивная реакция после того, как он узнал, что жене станут известны его интимные отношения с одной из сотрудниц учреждения. В состоянии развившейся депрессии он совершил серьезную суицидную попытку (попытку самоубийства) и только случайно остался живым. Он не смог справиться с угрызениями совести, с охватившим его беспокойством, не сумел найти рациональный выход из создавшейся ситуации.

Как же смягчить тягостные переживания, остро развившееся отчаяние? В девяти случаях из десяти в подобных ситуациях помогает рассказ о них товарищу, другу или знакомому авторитетному и рассудительному человеку, которому доверяешь. Рассказ о переживаниях, полученный совет (а со стороны его легче дать) ведет к разрядке эмоционального напряжения, позволяет посмотреть на больной вопрос другими глазами. «Сказал и облегчил тем душу»,— гласит латинская пословица. В более серьезных случаях рекомендуется «излить душу» врачу-психоневрологу, в распоряжении которого сейчас немало эффективных средств, способных устранить тягостные депрессивные состояния, вызванные отрицательными эмоциями. Но тут возникают новые трудности. Не каждый решится обратиться со своими личными переживаниями не только к врачу, но и к другу, а помощь требуется срочная и к тому же с условием, чтобы об этом никто не узнал.

Что же делать? Поскольку проблемы предупреждения и преодоления сильных стрессовых ситуаций очень актуальны для всех, то во многих странах стали организовывать скорую психотерапевтическую помощь по телефону, создавать «телефонные линии помощи» или «телефоны доверия». Население заранее оповещается, по какому номеру можно поговорить и получить совет от специалиста.

Первая такая линия («линия доверия») возникла в Лондоне в 1953 году, чтобы служить в кризисных ситуациях людям, «уставшим от жизни». В последующем подобные линии были созданы в Швейцарии, ФРГ, Бельгии, Франции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Польше, Чехословакии, Венгрии. К 1972 году их число в США достигло 500.

Первый в нашей стране «телефон доверия» появился в Риге в 1981 году, затем в Москве, Ленинграде. Такие «линии помощи» обеспечивают немедленную связь по телефону со специалистом, владеющим особой техникой работы с пациентами по телефону.

В этих случаях разговор дает возможность попавшему в сложное положение человеку преодолеть, переоцепить свои проблемы и способы решения сложившейся ситуации, В настоящее время в Москве создан под руководством профессора А. Г. Амбрумовой Всесоюзный научно-методический центр по изучению и предупреждению экстремальных состояний, функционируют кабинеты социально-психологической помощи при поликлиниках, куда можно обращаться анонимно. Днем и ночью работает «телефон доверия», сотрудники которого, психотерапевты и психологи, всегда готовы помочь, дать рекомендации каждому, кто переживает психологический кризис. В ближайшее время намечается развернуть аналогичные службы социально-психологической помощи в других городах страны.