Модификации и варианты аутотренинга (часть 1)

date24.07.2014 "Аутотренинг" authorАвтор: В.Д. Бахарев

Огражденный объем не позволяет рассмотреть все современные модификации классической аутогенной тренировки. Обратим внимание лишь на часть на них, получившую наибольшее признание. В 1965 году в нашей стране была издана книга «Техника релаксации» X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес, которая за рубежом к этому времени выдержала многократные переиздания.В продолжение идей классической аутогенной тренировки эта модификация была названа «направленная тренировка органов» (органотренировка).

После завершения общего курса аутотренинга ло классической схеме X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес рекомендуют разделить пациентов на специализированные по отдельным синдромам группы. В каждой из них проводится курс специализированных упражнений, основанных на классическом аутотренинге, но существенно расширенных и дополненных.

Комплектуются следующие основные группы.

Группа «покой» соответствует первому стандартному упражнению по И. Шульцу. Специальные упражнения прогрессирующей релаксации направлены на достижение «телесного покоя». Образные представления связаны преимущественно с картинами природы. Основные показания: расстройства сна и эмоциональные нарушения. Тренировка проводится лежа. Не рекоменду­ются формулировки, вызывающие сон непосредственно во время занятия.

Группа «голова». К показаниям относятся вазомоторные головные боли, мигрень, синдром Меньера, расстройства внимания. Формируется группа после завершения курса I ступени. Словесные формулы существенно расширены: «Я совершенно спокоен… Моя голова свободная и легкая… Лоб приятно прохладен… Я ощущаю, как прохлада окутывает голову… Голова становится ясной и свободной… Я могу сосредоточиться на каждой своей мысли…»

Группа «сосуды», В основе комплекса первое и второе стандартные упражнения. К показаниям относятся нарушения периферического кровообращения, гипертоническая болезнь. Наряду с представлениями местного и общего тепла, большое значение придается формулам общего спокойствия.

Группа «сердце». В основе — модификация второго и третьего упражнений, адресованных преимущественно к левой руке, расширение кожных сосудов которой оказывает выраженное рефлекторное влияние на состояние коронарного кровообращения. Показания: стенокардия, функциональные неврогенные аритмии. Вначале целенаправленно вызывается тепло в левой руке, затем используется один из вариантов аутосуггестии: «Сердце бьется спокойно и мощно. Мое сердце качает кровь без моей помощи. Я почти не чувствую своего сердца, приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди. Совершенно самостоятельно, совершенно спокойно работает мое сердце».

Группа «живот». Для состояний, вызванных спазмами мускулатуры органов брюшной полости (гастралгии, дискинезии, колиты). В отличие от пятого стандартного упражнения применяются формулы самовнушения, адресованные отдельным органам: «Приятное тепло струится в моем животе… Все теплее и приятнее, легче и свободнее мне становится в правом подреберье… в области желчного пузыря…»

Группа «легкие». Показания: разного рода хронические заболевания легких, бронхиальная астма, психогенные диспноэ. Тренировка производится лежа, по возможности в хорошо проветренных помещениях, при открытых окнах. Формулы; «Я совершенно спокоен… Мне дышится совсем легко… Мне дышится все легче и легче. Мое дыхание совершенно спокойно… Легко и спокойно струится воздух, прохладный и освежающий… Дышится совершенно спокойно, (без моего усилия… Самопроизвольно струится воздух, свободно, легко, прекрасно…» Дыхание пациентов ритмичное, под мысленный счет. Во время дыхательной гимнастики мышечное расслабление синхронно со свободным выдохом.

«Направленная органотренировка» технически отличается от классического аутотренинга более широким использованием сенсорной репродукции и образных представлений («образной развертки», «сюжетного воображения»).

В 1961 году была опубликована работа Д. Мюллера-Хегеманна, который также внес некоторые изменения в классическую схему аутотренинга. Он предлагал в построении занятий в большей мере использовать образные представления и снизить удельный вес внутренней речи. Существенное внимание он предлагал в своей схеме уделять приемам самоубеждения и самовоспитания, несколько меньше — самовнушению По мнению автора, излишний дидактизм и императивное построение фор мул самовнушения могут вызвать у больных с высоким интеллектуальным уровнем некоторый негативизм. Поэтому Д. Мюллер-Хегеманн предложил вместо формул-самоприказов смягченные формулы-самопожелания. В частности, вместо «Я совершенно спокоен..» должно быть «Пусть я стану совершенно спокойным…»

Существенное значение автор этой модификации придает мотивации пациента к овладению методом, желанию сотрудничать с врачом. В процессе лечебного курса используются формулы гетеро- и аутосугестии, что, по мнению автора, «проторяет путь для самовоздействия».

В данной системе аутотренинга третье упражнение выполняется следующим образом: пациент вначале образно представляет себе, как его левая рука наполняется струящимся теплом от пальцев до плечевого сустава, затем он мысленно «переливает» это тепло в левую половину грудной клетки и таким образом достигает рефлекторного расширения коронарных сосудов.

Шестое упражнение стандартной схемы — «прохлада в области лба», по мнению автора, начинается воспроизведением чувства тяжести в нижней челюсти, затем вызывается чувство прохлады в области лба и висков. В заключение рекомендуется представить чувство приятного холода у корня носа и по ходу верхних дыхательных путей до надгортанника. При таком выполнении упражнений отмечается уменьшение набухания слизистой дыхательных путей, оказывается действенный лечебный эффект на вазомоторные риниты, астматический синдром, приступы мигрени.

Д. Мюллер-Хегеманн большое внимание уделял отмеченному еще В. М. Бехтеревым факту тесной связи эмоционального состояния больного с тонусом мимической мускулатуры. Важным условием для успешности аутотренинга он считал даже дифференцированный подбор пациентов в группы не только по медицинским, но и по интеллектуальным и психологическим показате­лям.