Не личное дело

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Ревность, как и любовь, имеет ярко выраженную биологическую основу. Но любое биологическое явление в человеческом обществе приобретает дополнительные свой-ства, отражающие социальную природу человека.

В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин, касаясь проблем половой жизни, заметил, что в ней проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой, будь оно возвышенно или низко. В полной мере это относится и к ревности. Исторические условия, культурная среда накладывают ощутимые отпечатки на поводы, по которым она возникает, и на формы, которые приобретает. Вспомним также слова Маркса о том, что отношение мужчины к женщине позволяет судить о ступени общей культуры человека. Когда, по каким поводам, как ревнует мужчина — это ведь частный случай такого отношения. Каковы общественные взгляды на ревность? К примеру, в уголовных кодексах некоторых капиталистических государств эта страсть оценивается как смягчающее вину обстоятельство.

Многовековое бесправное положение женщины в частнособственническом обществе породило взгляд на нее, как на вещь, имущество, не располагающее собственной волей, правом выбора. Вся история пестрит примерами подобного отношения. Взять такие «моды», как паранджа, или «пояс верности», или калым, приданое и аналогичные традиции.

Главенствующее положение мужчины в семье, материальная и иная зависимость жены от мужа привели к тому, что моральные нормы мужчины и женщины в классовом обществе значительно разошлись. Мужчины приобрели негласное право на легкомысленные поступки и увлечения. Поведение женщины всегда оценивалось гораздо строже.

Социализм устранил социальную несправедливость, обеспечил женщинам равноправное положение в обществе и в семье. В 20-е годы появились выступления, выражавшие надежды на то, что с раскрепощением женщины исчезнут основания для ревности. Будучи существом свободным, женщина не должна попадать в зависимость от того, как к ней относится тот или иной мужчина.

При этом изменение общественных отношений прямолинейно распространяли на область личных и семейных отношений. В результате появились всевозможные упрощенческие построения, вроде модной в то время теории «стакана воды» — будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половое стремление и любовную потребность столь же просто, как выпить стакан воды. По поводу этой теории В. И. Ленин в упоминавшемся уже разговоре с Кларой Цеткин отозвался так: «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона. Питье воды — дело индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу».

Наивные надежды на то, что ревность как пережиток собственнического отношения людей друг к другу в скором времени отомрет, не оправдались.

Но не видеть влияния новых общественных отношений на ревность — значит впадать в другую крайность. Правда, влияние это не столь очевидно, потому что оно обнаруживается не в каждом отдельном случае, а при рассмотрении явления в целом. Дело в том, что специфика каждого случая, в первую очередь, зависит от личности ревнующего. А сильные и слабые, широкие и мелкие, страстные и холодные натуры встречались во все времена, при любом общественном строе. Одни люди стойко переносили удары судьбы, не отступали перед неудачами, а если и не могли достигнуть того, к чему стремились, то находили достойное применение своим страстям, интересам, духовным силам. Другие, столкнувшись с бедой, опускали руки, сдавались без борьбы и целиком отдавались во власть своего горя. Так что примеры душевной щедрости, бескорыстия, самоотверженности, так же как и противоположные случаи — нечеловеческой жестокости или беспредельного унижения, полной утраты достоинства, можно встретить и в социалистическом, и в капиталистическом обществе. Отличие же выявится, если взять не разрозненные случаи, а всю их совокупность и оценить, каково соотношение между разными качествами, разными проявлениями ревности тут и там.

В нашем обществе соотношение это более благоприятное, потому что социализм представляет большие возможности для творческого приложения духовных сил человека, способствует всестороннему гармоническому развитию личности, обогащению и расширению ее интересов.

Воспользуется ли человек, встретивший на своем пути какие-то горести и страдания, этими возможностями, сумеет ли противопоставить своим личным переживаниям в том числе ревности) какие-то другие стремления, интересы, зависит прежде всего от него самого. Но у нас решение этих вопросов далеко не безразлично и для других. Высокая ценность человека в социалистическом обществе повышает интерес окружающих к нему. И поэтому личные дела каждого обычно вызывают заботу его близких, друзей, коллектива, стремление помочь человеку в беде.