Многоликая страсть

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Что же толкает человека во власть ревности?

Существует немало внешних обстоятельств, открывающих дорогу этой страсти, и все-таки источник ее возникновения следует искать прежде всего в самом ревнующем, в особенностях его личности, которые к тому же накладывают весьма существенный отпечаток на то, как ревность проявляется.

У людей упрямых, деспотичных, самодовольных, властолюбивых возникает ревность, которую можно назвать тиранической. Предъявляя окружающим очень высокие, зачастую невыполнимые требования, такие люди обычно не признают собственных недостатков (именно про них меткая пословица о соринке в чужом глазу). Естественно, что душевные свойства этих людей не вызывают симпатии, а в семье у них нередко складываются напряженные отношения. И поскольку они считают себя непогрешимыми, то и в семейных конфликтах такой человек не видит своей вины. Замечая охлаждение к себе и пытаясь найти этому объяснение, он обычно легко приходит к выводу, что всему виной супруг, у которого появилось постороннее увлечение. Остается только получить подтверждение этим предположениям. А если фактов недостаточно, на помощь приходит воображение.

Тиранический тип ревности — самый мрачный. Не случайно он наиболее ярко отражен в искусстве. Это и Алеко, и Арбенин, и Рогожин. К этому типу относится и Любаша, отвергнутая Григорием Грязным и погубившая свою соперницу Марфу (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»).

Даже зачаточных деспотических свойств может оказаться достаточно, чтобы человек, обладающий многими ценными качествами и в общем привлекательный, в семейных отношениях оказался жестким и бескомпромиссным. Такой человек старается «перекроить» личность супруга по своим меркам, привить ему свой образ мысли и действий. А если это ему не удается, возникает конфликт, который может привести либо к разрыву отношений, либо к подавлению и ломке личности, либо к развитию тиранической ревности. Ревность подобного рода представлена в романе Андре Моруа «Превратности любви».

Из письма

Не знаю, может быть, не мне рассуждать о ревности. Мне всего 20, замужем не была. И все же мне кажется, что ревность — это, прежде всего, чувство неуверенности в себе: человек боится, что кто-то может оказаться лучше него, что с кем-то его партнеру будет лучше, чем с ним. Сам он не желает (или не может) сделаться лучше и требует от партнера, чтобы тот довольствовался тем, что получает от него.
А еще мне кажется, что ревность — одно из проявлений чувства собственничества. В самом деле, редко ли бывает такое, когда один из супругов, уже не любя никого и ничего, постреливая с особым удовольствием глазами по сторонам, на основе наблюдений над собой делает вывод о поведении своего друга. И взвинчивает сам себя: «Как же так? Мое, и вдруг станет чужим? Не допущу!» И почему-то считают: «Раз ревнует, значит — любит!» А как же слова Пушкина: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим!»?
Наташа С.

Ревность от ущемленности и является уделом людей слабых, неуверенных в себе, с тревожно-мнительным характером и низкой самооценкой. Такие люди склонны преувеличивать свои неприятности, легко впадают в тоску, отчаяние. Им кажется, что они неинтересны и не вправе рассчитывать на хорошее отношение окружающих. Они переживают свою участь, тяготятся ею и потому обостренно тянутся к любви и теплу. Из-за своей мнительности они настороженно анализируют свои отношения с людьми. Малейшие проявления невнимания моментально улавливаются ими, сплошь и рядом порождая далеко идущие и часто необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах близкого чуть меньше любви и заботы, покажется ли его взгляд недостаточно ласковым — и тут же возникают сомнения, подозрения. К тому же неуверенность в себе, чувство неполноценности заставляют видеть соперника чуть ли не в каждом встречном.

Некоторые люди такого типа стараются «преодолеть себя», выработать в себе новые качества, которые исправили бы или компенсировали их недостатки (истинные или мнимые). Часто они действительно начинают производить впечатление людей самоуверенных, решительных, энергичных и даже жизнерадостных. Но впечатление это в значительной степени внешнее. Не имея устойчивой уверенности в себе, ощущая фальшь в своем поведении, лица с подобной искусственно взвинченной самооценкой испытывают постоянную потребность убеждаться в том, что другие оценивают их так, как им хочется. Им приходится снова и снова завоевывать признание, чтобы самим поверить в свои достоинства. Все это делает их чрезвычайно внимательными и болезненно чуткими к реакции окружающих. Их положение в конечном счете мало отличается от положения людей с устойчиво низкой самооценкой. Те и другие чрезмерно ранимы, у них повышенная чувствительность к незначительным конфликтам, к ничтожным осложнениям внутрисемейных отношений.

Типичным носителем ревности от ущемленности является Позднышев — герой повести Льва Толстого «Крейцерова соната». В известном смысле к типу ревности от ущемленности принадлежит и ревность Анны Карениной к Вронскому, основанная на ее неуверенности в себе из-за того двусмысленного положения в обществе, в котором она оказалась.

Тираническая ревность и ревность от ущемленности не исчерпывают всех разновидностей этой страсти. Выделяют еще два других типа ревности, которые в большей степени отражают психологический механизм ее образования.

Когда человек сам помышляет о неверности — в погоне ли за «разнообразием» или «назло» жене (мужу), то независимо от того, удается ему осуществить свои намерения или нет, он зачастую начинает приписывать такие же поползновения и другим людям, в их числе и сексуальному партнеру. Иначе говоря, человек как бы «обращает» на окружающих свой образ мысли и в соответствующем ключе расшифровывает смысл чужих поступков. Так возникает обращенная ревность.

Подобный психологический механизм встречается не только при ревности. Человеку свойственно полагать, что у остальных людей «психология» такая же, как у него. И каждый обычно исходит из этого до тех пор, пока обстоятельства не заставят его считать иначе.

Обращенная ревность — наиболее обыденная, прозаическая ее разновидность. К тому же этот тип ревности более всего далек от любви, так как сохраняющаяся любовь (даже собственническая) редко сочетается с помыслами о других объектах. Вероятно, все это вместе взятое сделало данный тип ревности непривлекательным для писателей, и потому найти в художественной литературе яркие убедительные примеры обращенной ревности довольно трудно.

Если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям, если ему внушают, что «все женщины (мужчины) одинаковые», если ему приходится быть свидетелем неверности родителей, друзей, сослуживцев, то нет ничего удивительного в том, что он (или она) начинает ожидать подобного и от своей супруги. Ну, а уж если человеку самому пришлось однажды изведать горький вкус измены, настороженное отношение будет у него и к другому партнеру. Во всех этих случаях ревность как бы «прививается» человеку жизненным опытом.

Очень частым источником привитой ревности служат шутки и подтрунивания окружающих. Дело в том, что тема половых отношений и неверности представляет богатую пищу для каждого желающего сострить. Однако безобидные, на первый взгляд, шутки и намеки могут запасть человеку глубоко в душу. Сначала он, возможно, и не придаст сказанному значения, посмеется вместе со всеми, отшутится. (А что ему еще остается делать?) Но вот по какому-то совершенно иному поводу верность супруга оказывается под сомнением, и тогда под влиянием момента былая шутка всплывает в памяти, получает одностороннее истолкование и может склонить чашу весов к выводу о неверности. А бывает и так, что намеки, шутки и анекдоты непосредственно наводят человека на мрачные размышления, исход которых трудно предугадать.

Самым ярким представителем данного типа ревности является Отелло. Ни тираном, ни тем более слабым, склонным к сомнениям человеком его не назовешь. Не свойственны ему и помыслы о других женщинах, так что и для обращенной ревности у него нет оснований. И вообще благородный Отелло не ревнив по натуре. Вспомним слова А. С. Пушкина: «Отелло не ревнив, он доверчив». И вот, играя на его доверчивости, искусно подстраивая обстоятельства, Яго внушает ему мысль о неверности Дездемоны, прививает ревность. Есть, правда, в душе у Отелло основания и для неуверенности в себе: он — мавр, и это сначала не сулило ему больших надежд на брак с Дездемоной, а позже с цветом кожи он связывает зародившиеся сомнения: «Не потому ли, что черен я?» Но это уже потом, когда мысль об измене жены укрепилась и он ищет объяснения, «фактов».

Не к этому ли типу относится и ревность Ленского, которая так неожиданно вспыхнула и привела его к бессмысленной гибели?

Четыре типа ревности, которые мы рассмотрели, — это, разумеется, всего лишь научная абстракция. В жизни все значительно сложнее, каждый реальный случай неповторим и индивидуален, в нем переплетаются элементы разных типов. Однако знакомство с ними, умение увидеть их признаки позволят глубже проникнуть в существо каждого отдельного случая, лучше разобраться в человеческих отношениях, а главное — предвидеть их дальнейшее развитие.

Записка на лекции

Ревновать человека, которого любишь, кажется нелогичным. Одно из двух: Вас или любят, или не любят. В том и другом случае ревность бессмысленна. Чем же объяснить,  что многие так страдают от ревности? Не слабостью ли ума?