Мера любви?

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Присмотритесь к своему окружению, вы увидите немало счастливых пар. Но как все они непохожи одна на другую! Однако при всем многообразии любовных отношений наряду с различиями все же удается выявить какие-то черты сходства, позволяющие даже такое святое чувство, как любовь, подвергнуть классификации. Смысл ее будет яснее, если обратиться к общеизвестным литературным примерам. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Идиот» и сравним любовь к Настасье Филипповне князя Мышкина и купца Рогожина. Сопоставим отношение Ромео к Джульетте с тем, как любил Алеко Земфиру («Цыганы» А. С. Пушкина). Или сравним любовь Желткова к княгине Вере («Гранатовый браслет» А. И. Куприна) и Арбенина к Нине («Маскарад» М. Ю. Лермонтова). Во всех этих случаях есть пылкое и страстное чувство, но как по-разному оно выражается!

У одних героев это отношение к человеку, как к высшей ценности, готовность идти ради него на любые жертвы независимо от ответных чувств и от удовлетворения своих интересов. Именно для такой любви характерна позиция, сформулированная Лопуховым, одним из героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: «Скорее умру, чем — не то что потребую, не то что попрошу,— а скорее, чем допущу, чтобы этот человек сделал для меня что-нибудь, кроме того, что ему самому приятно; умру скорее, чем допущу, чтобы он для меня стал к чему-нибудь принуждать себя, в чем-нибудь стеснять себя». Такую любовь называют бескорыстной. Однако есть и другие случаи, когда любимого человека тоже высоко ценят, окружают его заботой, но лишь постольку, поскольку его благополучие доставляет радость и удовлетворение любящему. Пресытившись, последний может отвергнуть и свое чувство, и человека, к которому оно было обращено. Основным стремлением любящего при такой «собственнической» любви является полное подчинение любимого. Если же тот начинает привлекать внимание других, сам проявляет интерес к посторонним или просто ослабляет внимание к любящему, у последнего возникает ревность.
Различить оба типа любви совсем не просто, поскольку в чистом виде они встречаются в жизни редко. К тому же использование других людей в своих целях всегда вызывает моральное осуждение, угрызения совести, чувство вины, и потому в нем не признаются ни вслух, ни даже самому себе. Поэтому собственническая любовь выступает обычно в завуалированном виде. На словах же всякая любовь бескорыстна. И все же время и поведение человека в различных ситуациях позволяют обычно разобраться, какой тип любви преобладает в каждом отдельном случае. А ревность помогает сделать это быстрее, поскольку она присуща только собственнической любви. Выходит, ревность действительно может служить мерой любви, но она характеризует не столько ее силу, сколько качество. Однако не так уж редко ревность существует без всякой любви — вместо любви, которая прошла или которой не было вовсе.
Записка на лекции
Согласны ли вы с тем, что ревность происходит больше от самолюбия, чем от любви? Это оскорбительное недоверие к любящему. Настоящая любовь не знает ревности, тот, кто любит истинно, уверен во взаимности.