Метод “встречных усилий”

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

В Мелитополе этой проблемой очень серьезно и основательно вот уже многие годы занимается специальная лаборатория НОТ. Сперва она действовала на общественных началах при городском научно-педагогическом обществе, а теперь обрела официальный статус в профессионально-техническом училище № 18, где ребят учат строительным специальностям и дают среднее образование.

Евгений Степанович Львов — организатор этой лаборатории и ее бессменный руководитель. Он и его помощники, соратники— преподаватели училищ, школ, местного педагогического института—создали многочисленные оригинальные и действенные рекомендации по НОПТ (научной организации педагогического труда). Здесь рассуждают так: все, что годится для работы учителя, может быть успешно использовано школьниками. Поэтому для учеников созданы особые курсы, но с той же задачей. Общая цель: развитие личности — предполагает и общие средства.

Свою методу «встречных усилий» Львов и его соратники строят на всем известном, но недооцененном положении: ребенок не пассивный «приемник» направленных на него воспитательных действий. Он не только объект воспитания, но и его субъект: он сочетает в себе самом и ученика и учителя одновременно. Недооценивая эту дву-единость, мы нередко и терпим крах в лучших намерениях, когда не включаем в наши планы расчеты на «коллегу» — воспитанника, не делаем его единомышленником и соучастником всех акций, адресованных ему. Преодолеть внутреннее сопротивление ребенка воспитательным действиям лучше всего удается тому педагогу, который свои цели и интересы превращает «в собственное эгоистическое дело» воспи-туемого (Ф. Энгельс). На этом настаивал и основоположник теории «разумного эгоизма» Н. Чернышевский, большой знаток психологии. Поэтому первой заповедью для преподавателей и мастеров производственного обучения мелитопольские «но-товцы» сделали требование: помочь открыть ученику его собственные потенциальные силы. Показать ему перспективу — стать талантливым, могучим, счастливым, удачливым. Плох солдат, не мечтающий стать генералом. Плох ученик, не мечтающий достичь вершины своих возможностей. Надо убедить, доказать, что волшебный «жезл удачи» — в его ученической сумке. Согласитесь, что такая установка должна действовать куда сильней, нежели привычные увещевания учителей и родителей: занимайтесь лучше, не то отметки будут плохие и вам попадет. Отметки — дело сиюминутное (как и гнев старших), малосущественное и не всегда влияющее на последующую судьбу (учеников ПТУ тем более). Да и не так уж досадно быть троечником, если таких большинство. Совсем иное дело, если учителя убеждают, что стоит только захотеть…

Я была свидетельницей того, как аудитория учеников культпросветучилища, сначала ироничная, шумливая, рассеянная, подобралась, сосредоточилась, слушая, каким богатством они владеют. Оказывается, человеческое тело имеет 105 степеней свободы, то есть огромное количество разнообразных поз и движений. И каждым движением руководит определенный участок нервной системы, а человек должен непременно уметь «включить» в дело все участки, овладев своим телом в совершенстве. Ведь наш организм — нерасторжимое целое: теряя в движении, мы теряем в умении, даже в мудрости.

Сокращение разнообразия движений, физических занятий приводит к тому, что затухает, атрофируется один из видов нашей памяти — двигательная, моторная память. А значит, скудеет наш мозг, тот орган, который аккумулирует все наши знания, умения, навыки, сложнейшим образом связывает, переплетает их между собой. Необходимы упражнения, обостряющие зрение: ведь большинство информации о внешнем мире мы получаем именно через глаза. Надо обучить себя искусству не только смотреть, но и видеть.

О разных свойствах и особенностях человеческого организма рассказывают Львов и другие преподаватели лаборатории тем, кто начинает изучать этот интересный «предмет». В ПТУ № 18 его программа рассчитана на все три года обучения. Теоретические занятия сопровождаются практикой, которая позволяет ребятам на себе испытать справедливость ысказываний ученых мужей.

Второй заповедью для педагогов служит требование: помочь ученику развить открытые в нем и им самим силы, возможности. С этой целью ему даются конкретные советы и задания. Например, преодолеть слабости, недостатки в характере предлагается внушением уверенности в собственных способностях. Педагоги передают ребятам известные положения аутотренинга: внушить себе, что я такой, а не иной, значит, по сути дела, уже быть таким. Самовнушение надо вести по схеме: «Я должен! Я хочу! Я могу!! Я есть!» Эти формулы всегда должны что-то утверждать, а не отрицать, быть наступательными, а не оборонительными.

Учителя помогают ребятам «моделировать» собственную личность, намечать те свойства и черты, которые ученики считают необходимым культивировать в себе; составлять перспективные планы саморазвития.

Прежде всего многие, конечно же, хотят усилить свою волю, углубить интеллект. Что такое воля, чем она отличается от своеволия, упрямства, от слабоволия? Как преодолеть привычную лень, инерцию? На эти «вечные» вопросы школьников неподготовленные советчики — взрослые обычно отвечают многомудрым силлогизмом: «Чтобы воспитать волю, надо проявить настойчивость, твердость характера». То есть, чтобы воспитать волю, надо ее иметь. По «но-товским» рекомендациям ребята узнают

все этапы воспитания этого важнейшего свойства. Продолжением «темы» служат занятия, на которых изучается возможность обрести самообладание.

Как преодолеть страх, сдержать гнев, пресечь собственную грубость? На сей счет есть мегкие высказывания и советы многих великих людей, потому что действительно большинство личных и производственных конфликтов, неурядиц прямо или косвенно проистекает из-за того, что «играют страсти нашей послушною душой». Неумение владеть собой нередко разобщает единомышленников, разводит преданных и любящих людей, мешает слаженно и четко вести общее дело.

Наиболее подробно изучаются основы мыслительной деятельности. На уроках, посвященных этой теме, ученики узнают об анализе и синтезе как методах мышления, о б абстракции, аналогии, моделировании и т, п. вещах. Их знакомят в общих чертах с законами логики: что есть тождество, противоречия, исключения третьего, закон достаточного основания. Даются здесь советы, как развить внимание, память, как формировать умственные действия и выработать привычки к интеллектуальным занятиям Этому призваны способствовать и навыки по скорочтению, по конспектированию, ведению дневниковых и деловых записей.