Цели и средства самосозидания

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Особый раздел курса называется «Приглашение к творчеству». Истинное земное назначение человека — быть преобразователем сущего мира. Следовательно, овладение навыками творческого действа — главная «профессиональная» задача каждого из нас, независимо от профессии. И у творчества, как у всякого искусства, есть своя наука — эвристика, свои законы, знание которых помогает обрести необходимую для этого занятия сноровку, раскованность в действиях, даже некоторый автоматизм, рефлекторность, что ли. Художник ведь не изобретает способ наложения красок каждый раз, как встает за мольберт, точно так же и ученый — законы логических обоснований.

«Конечно, самое важное знание и открытие творец приобретает в самом ходе своего исследования и созидания. Если бы это было не так, то сам процесс творчества и изобретения был бы чисто технической задачей. Труд, мышление, память, соображение, вдохновение, чувства и воля сцеплены в творческой деятельности в единое целое и обеспечивают создание новых оригинальных и ценных произведений». Эти слова я извлекла из учебного материала, который предлагается учащимся для того, чтобы объяснить им значение самого слова — творчество. И если ребята вдумаются, то увидят: все их занятия по самовоспитанию служат подготовительной стадией к овладению этим высшим умением. Как, впрочем, каждое усилие по самосовершенствованию есть акт творчества, в результате которого появляется «новое оригинальное и ценное произведение» — новая духовная ценность, свойство личности, наконец сам новый человек А значит, «строя» самих себя по высшим образцам и нормативам, ученики становятся тем самым активными строителями будущего общества задолго до того, как приступят к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Самой важной, третьей, заповедью служит требование: помочь ученикам найти высокую, достойную цель развития, приложения своих сил и способностей, помочь направить их на достижение успеха в общественно полезном труде. И все обучение проводится не на отвлеченных примерах и не столько на спецупражнениях, сколько в процессе повседневных дел и забот.

Искусству выбора цели и средств у нас пока нигде не учат. А как показывает наш житейский опыт, это чрезвычайно необходимо для современных людей, которым каждый день и час приходится заниматься решением таких вопросов: кем быть, каким быть, да и «быть ли»? Множество путей самореализации открывается перед тем, кто овладеет этим даром — «созидать самого себя», некогда наиредчайшей привилегией избранных одиночек. На что употребить, в какое русло направить раскрепощенные силы? Это тот вопрос, который придется ставить каждому перед любым своим шагом. Ведь мы знаем, что сами по себе знания, умения не несут однозначного нравственного заряда. Не случайно столько сложностей и даже трагических обстоятельств возникает с «разносторонне развитыми» эгоцентристами, завистниками, корыстолюбцами, человеконенавистниками.

Правда, здесь приходит на ум оптимистическое заключение, сделанное после встречи с мелитопольскими энтузиастами: тот, кто постиг величие человеческой природы, не опустится до мелких страстей, до того, чтобы променять на мнимые радости и «вещные» удовольствия счастливую возможность — воздать должное людям за то богатство, коим они так щедро поделились с «индивидуалистом».

И все-таки важнейшей своей заповедью «нотовцы» утверждают необходимость дать правильную социальную и нравственную ориентацию своим воспитанникам. Идея: созидать себя во имя созидания счастливого и свободного общества—пронизывает все собеседования, все занятия.

Читателя, конечно, интересует: каковы результаты подобного курса? Велик ли эффект стольких затраченных усилий? Общие показатели у этого училища (успеваемость, дисциплина, производственные задания, занятия спортом и самодеятельность) вполне приличные. И классные места, и призы, и почетные звания — все есть. Однако директор училища А. Ф. Ленский и члены лаборатории НОТ справедливо не спешат относить все достижения на счет научной организации: педагогический состав сам по себе здесь очень сильный. Для них очевидным благоприятным свидетельством успеха служит тот факт, что выпускники двух групп, прошедшие этот курс полностью, заслужили на производстве славу организованных, дисциплинированных, творческих, дружных работников и интересных людей.

Однако весь коллектив училища считает, что они находятся лишь в начале долгого пути, который придется пройти им всем для того, чтобы научная организация стала не уроком, а принципом бытия, стилем учебного заведения. А до этого, конечно, еще далеко. Потребуется, чтобы все педагоги сделались добросовестными и инициативными учениками по необычной дисциплине. И вместе со своими подопечными занимались наукой и искусством саморазвития, самоорганизации, самовоспитания. Иначе польза будет минимальная или вовсе номинальная, отчетно-галочная.

Ну что ж, в такой неторопливости с оценками, с победными фанфарами тоже признак научного подхода к делу, которое не вдруг и не сразу дает зримые плоды.

Мелитопольские энтузиасты знают, что инерция взрослых преодолевается во много раз труднее, нежели юных. И тут придется проявить терпение и настойчивость.

А выгоды эти усилия сулят решительные, можно сказать, глобальные. От учителей требуют всестороннего развития личности ученика — без встречных усилий со стороны воспитуемого никакого развития не будет. Без познания ее самой себя не будет и учительского знания индивидуума, следовательно, немыслим и индивидуальный подход. Без оснащения учеников методикой самообразования и самоорганизации немыслимо соединение профессиональной подготовки с общим средним образованием. Ведь в училища приходит много ребят, которые не захотели продолжать занятия в общей школе (реже не смогли по материальным причинам). В ПТУ им предстоит освоить двойную дозу знаний. Если их не обучить основам НОТ, придется поступиться их интеллектуальным багажом, дать вместо полноценных знаний суррогат. Это неизбежно приведет к компрометации самой благотворной идеи создания таких училищ, дающих аттестат зрелости. Так, именно в этой точке — точке самоорганизации, саморазвития, самовоспитания — перекрещиваются «эгоистические» интересы «коллег», учителя и ученика, и из противостоящих фигур они превращаются в соратников, единомышленников, что и гарантирует им счастливое, радостное сотворчество.

Мелитопольские «нотовцы» заключили нашу беседу несколько измененным изречением К. Д. Ушинского: никто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя, может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом обучения учащихся самоорганизации и как много страдали от этой небрежности.