Что может человек!

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

В Мелитопольском культпросветучилище идет очередная лекция. Будущие «народники»— так здесь называют тех, кто учится игре на народных инструментах, слушают приглашенного оратора с нескрываемым скепсисом и иронией. Руководитель лаборатории НОТ строительного профессионально-технического училища Евгений Степанович Львов рассказывает им… о них самих. Говорит вещи ни с чем несообразные. Будто они все, и успевающие и отстающие, по своим возможностям — академики. Но не становятся ими исключительно из-за того, что не овладели навыками самоорганизации.

— Наукой накоплено много доказательств больших возможностей развития человеческой личности,— не смущаясь открытыми усмешками слушателей, настаивает лектор. — По заключению многих ученых — биологов, психологов, философов — люди используют менее 10 процентов своих потенциальных сил и способностей. Особенно большие резервы имеются у нас в развитии интеллекта. Если бы мы умели заставить наш мозг работать хотя бы вполовину его возможностей, говорят одни ученые, то для нас никакого труда не составило бы выучить десятка четыре языков, запомнить «от корки до корки» Большую Советскую Энциклопедию, пройти курс десятка высших учебных заведений. Другие специалисты полагают, что мы используем лишь четыре процента интеллектуальной мощи, следовательно, можем поумнеть раз в двадцать пять. Зал отвечает на это утверждение веселым гудением. Оказывается, это совсем не просто — убедить человека в его чрезвычайной одаренности, открыть ему грандиозные перспективы самосовершенствования. Львов считает, что упрекать ребят в недооценивании самих себя было бы несправедливо. Ведь и все мы, взрослые, в том числе педагоги, с недоверием относимся к разговорам о всеобщей одаренности. Школьные учителя в качестве контраргумента непременно откроют классный журнал и покажут, в каком соотношении находятся отличники и троечники. Первых — единицы, а вторых — множество. И в целом приходится очень много усилий тратить на то, чтобы убедить: тройки — доказательство нашего неумения научить детей самообразованию, саморазвитию, поскольку без этой главной науки все школьные премудрости никак и не усваиваются.

Во всех сферах современного производства признается, что основным и неиссякаемым ресурсом человеческого и общественного прогресса служит разумная, научно обоснованная организация труда. Всюду, кроме школьного производства, которое почему-то рассматривается как нечто от всех других видов деятельности отличное. И какое же это огромное заблуждение! Еще в двадцатые годы Н. К. Крупская, ссылаясь на В. И. Ленина, говорила, что необходимо ввести в учебные планы общеобразовательной и профессиональной школ специальный предмет — «организация труда», чтобы «дать учащимся познания и навыки, позволяющие им целесообразно организовать свою жизнь и труд», И потом, уже в тридцатые годы, разрабатывая основные принципы и методы самообразования, она писала: «…если по отношению к физическому труду постоянно подчеркивается мысль, что правильная организация труда имеет громадное значение, то по отношению к умственному эта столь очевидная истина упускается из виду, между тем как она имеет для учащихся и тех, кто вынужден пополнять свои знания самообразованием, громадное значение».

Давая детям задание, учитель говорит, что надо выучить, а как, каким способом, чаще всего решает каждый школьник по собственному разумению и сложившейся привычке. Педагоги до сей поры ограничиваются советами относительно общего режима дня для школьника, смысл его — в чередовании занятий и отдыха. Эти рекомендации стандартны и потому приблизительны. Режим работы должен строиться на основательном и достоверном знании индивидуальных свойств ребенка — его физических, умственных сил, его биоритма, склада высшей нервной деятельности, его интереса к предмету, степени трудности задания. Иначе — низкие результаты умственной работы, низкие оценки успеваемости и способностей ученика. Отсюда же — и низкие самооценки, неуверенность в собственных силах, что парализует благие намерения достичь, добиться желанных высот, стать значительной личностью. И, как естественное следствие, душевная леность, равнодушие к собственной судьбе, вера в счастливый случай, фортуну, слабоволие и апатия — все те качества, что служат почвой для социальной и профессиональной пассивности.

К сожалению, только недавно в педагогических вузах введен курс научной организации труда. В школах же ее не «проходят» ни учителя, ни ученики. Прогрессивные деятели нашего просвещения накопили необходимые сведения, опыт, выработали основные положения, рекомендации, методики. Очень многое для внедрения НОТ в школьную практику сделал В. А. Сухомлинский, чья воспитательная система, пожалуй, и заключает в себе высшие достижения современной педагогики, психологии, науки управления и практики индивидуальной работы с ребенком, приучения его к самовоспитанию.