Личность и саморазвитие (часть 10)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Одна из важнейших характеристик личности: гармоническая (антипод — дисгармоническая). Мы с вами уже говорили, что постижение самого себя и регулирование собственного поведения человеком начинается с того момента, когда он задает себе три важнейших вопроса: что я хочу, что я могу и что я должен? Ответы на них составят обобщенный портрет: что я есть? По мнению Леонардо да Винчи, человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен. Значит, по мере приближения к этому идеалу — согласованности между желанием, возможностями и обязанностями — мы приближаемся к собственному счастливому и гармоническому бытию. И напротив, насколько разобщены наши надежды, потребности с реальными условиями и возможностями и с понимаемым нами долгом, настолько мы и несчастны, настолько страдаем от чувства неудовлетворенности собой и миром.

— Позвольте, как же так, мы всегда считали, что гармоническим можно назвать человека, который сочетает в себе разнообразные способности и дарования. Как это у Маяковского: «землю попашет — попишет стихи»,— услышим мы здесь голос неустанного оппонента.

Однако вряд ли он сможет найти возражение против множества исторических примеров, которые убеждают: разносторонность интересов может никак не отражаться на нравственном, психи­ческом равновесии.

И снова прибегну к примеру с Нероном. Уж куда более разносторонняя личность: он и правитель, он и певец, декламатор, искусный возничий на колесницах, устроитель колоссальных игрищ и зрелищ. А гармонической личностью его назвать нельзя: все деяния Нерона отвечали его желаниям и возможностям, но резко расходились с нравственными законами даже того, во многом аморального общества.

Чтобы несколько разрядить столь напряженный разговор, напомню вам «разностороннюю личность» — обаятельного , плута, Остапа Бендера. Он не все может, но не откажется от любого дела, авантюры, выступит в любой роли с определенным, хоть и скандальным успехом. Однако при всей своей самоуверенности, он нередко испытывал глубокое беспокойство из-за того, что все его дарования идут прахом, поскольку достались они «борцу за денежные знаки», которые он сам презирает. Здесь явствен разрыв между природными способностями, богатыми возможностями и тем, как мелко и нелепо они реализуются. Недаром с завистью и тоской Остап следит за участниками подлинного, а не мифического автопробега: мимо пролетала настоящая жизнь.

Значит, для достижения этого самого необходимого для счастья состояния человеку необходимо найти себя, свое место в обществе и любимое дело, найти лад с окружением, с близкими и родными, с которыми нас тоже соединяет и искреннее желание (хочу), и возможности (могу), и ответственность, обязанность (долг). (Обратите внимание, мы словно бы заключили эту тему возвращением к исходной точке разговора: что есть счастье и как его добыть?)

Попробуем теперь воспроизвести все перечисленные характеристики личности:

- масштаб: от великой до ничтожной, от могучей до слабой;

- мораль: от чистой, светлой, героической до порочной, тиранической;

- гармония: от счастливого согласия цели и средств, желания и долга до бесконечного конфликта с самой собой по всем статьям; от цельности через многоликость к скудной безликости (осознающей свою безликость).

И последняя цитата, относящаяся к теме этой беседы: «…человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием». Это заключение было сделано психологом Л. И. Божович.

Теперь в порядке первого практического занятия предлагаем вам нарисовать собственный портрет. Что если взять и отважиться? Сначала набросать внешние приметы, описать самые характерные особенности лица, фигуры, походки. Затем попытаемся оценить черты, которые присущи нам как индивидам: темперамент (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический — вам они должны быть известны из уроков по физиологии и высшей нервной деятельности человека); вкусы, склонности, привычки. И уж потом примемся за определение личностных данных: в чем и насколько проявляется наше осмысленное и целенаправленное руководство собственным поведением? Насколько мы осознаем свои права, возможности и обязанности и настойчиво ли следуем избранному направлению? И вообще, попытайтесь выстроить “график” собственного движения и развития: в какую сторону устремлены ваши интересы и желания, как они сопрягаются с интересами семьи, страны? Часты ли отклонения, скачки и перепады? И т. д.

Что, вас удивило предложение изучать и описывать черты, которые вроде бы не определяют личность: внешние данные и физиологические свойства индивида? Тут я должна признаться, что для прояснения проблемы умышленно вынесла их за скобки разговора. А в действительности наше сознание и самочувствие во многом определяются именно биологическими и психофизиологическими факторами: здоровы мы или хилы, сильны или слабы, красивы или не очень, даже от высоты роста зависит наша самооценка. И от темперамента — тоже, насколько терпеливы и снисходительны мы к своим и чужим слабостям и насколько самозабвенно готовы отстаивать свои убеждения, безоглядно или осторожно приступать к исполнению намеченных планов, реакции на внешние возбудители в первую очередь вызываются природными особенностями нашего организма.

Воспитание и самовоспитание может открыть и развить естественные задатки и способности или, напротив, их сломать и исказить, но выявить и развить то, чего нет в природе нашей, еще никому не удавалось.

Тут я обращусь к известному вам примеру с А. В. Суворовым: тело у него было слабым, зато дух, характер — сильным. И он, используя это свое преимущество, усовершенствовал тело. Сейчас все чаще приходится слышать, как опровергается древняя пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». «Напротив,— говорят иные: если дух здоров, будет здорово и тело. А гнилая душа сгноит и здоровое тело». Автору этих строк как-то ближе диалектическая середина: все в нашей натуре теснейшим образом переплетено и взаимосвязано. Оттого так непросто бывает точно указать: вот причина — вот следствие. Все равно, что ответить на схоластический вопрос: что раньше появилось на свет — яйцо или курица?

Предостерегаю: работа, что вам предстоит,— не из легких. Кроме определенных интеллектуальных усилий, вам понадобятся усилия душевные, немалое мужество. Не случайно И. С. Тургенев называл самоанализ «обоюдоострым мечом». И еще, работа эта требует от вас умения хранить тайну. Отчего тайну, объясню в следующей нашей беседе.