Личность и саморазвитие (часть 8)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Что благородней: покорно сносить удары безжалостной судьбы, отступить перед ней или восстать против моря зла и кончить спор борьбою? Вряд ли найдется мыслящая личность, которая не задавалась бы этим «гамлетовским вопросом», как и многими другими, поставленными искателями истинных ценностей. И не один Родион Раскольников, воспитанный в добрых и благородных традициях, изведал соблазн: «преступить» нормы и правила, на которых он вырос.

«Человеку по его природе присуще стремление выходить» «за границы», «за свои пределы», прорывать «свой предел», поскольку мир не удовлетворяет человека и он своим действием решает изменить мир,— пишет доктор философских наук В. Б. Чурбанов.— Так, деятельная сущность человека проявляется, в частности, в ломке норм, правил, стандартов, ограничивающих проявление его сил и потенций». «Но, конечно, не всякий выход за пределы есть истинное освобождение от них. Очевидно, этот выход… может быть с позиции социального целого объективно полезным и прогрессивным или общественно опасным, вредным».

Вам, наверное, приходилось самим встречать или слышать рассказы о ваших сверстниках, выходцах из вполне добропорядочных семей, которые оказались втянутыми в неблаговидные компании и дела.

— Откуда это в них? — дивятся все.— Ни дома, ни в школе никто не учил их дурному. Знать, была в душе скрытая червоточина. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Вот и всплыло наружу…

Можно считать и так. Но лучше не спешить с выводами. Зачастую мы имеем дело с несформировавшейся натурой, в которой еще идет процесс самоисследования, самоиспытаний. Споткнувшийся ваш сверстник еще не вырос из коротких штанишек душевного опыта. Он как бы задержался в беспечном детстве. Малышу хочется дотронуться до горячего чайника, хотя его и предупреждают: нельзя, будет больно. Он все же тянется к запретному и… обжигается. Детское узнавание мира методом проб и ошибок приводит к синякам, ссадинам и шишкам. Подобный же способ узнавания себя и мира подростками- и юношами приводит к куда более тяжелым последствиям.

А многие ребята не учитывают, что время любования их наивностью, неумением, неопытностью уже миновало. И что прощалось им еще вчера, сегодня запишется черной строкой в судьбу, и, бывает, такие письмена действительно топором не вырубишь. Стянул малыш у взрослого какую-то вещь, замахнулся кулачком на бабушку, обругал недобрым словом чужую тетю: ему объяснят, что так поступать нехорошо, а то и накажут (без сладкого оставят, без привычной сказки «Спокойной ночи, малыши»). То же самое сделает четырнадцатилетний подросток, тем более юноша или девушка,— иная расплата, порой весьма суровая. Виноватый объясняет, что не для того говорил, брал, замахивался, чтобы что-то присвоить, на ком-то выместить злость. «Сам не знаю — зачем».

Специалисты называют это «немотивированным проступком» и находят объяснение некоторым из них в особенности возраста: в потребности испытать себя на излом и вывих, на риск и страх. Конечно, узнавание себя происходит не в одних размышлениях да умозрительных упражнениях, но и в процессе разного рода деятельности. Однако если человек, стремясь узнать, «что я есть», не думает о том, что он делает, эта деятельность может стать предосудительной и наказуемой.

— Но как узнать, смел я или нет, не подвергнув себя опасности? — Непременно должен возникнуть подобный вопрос у моего читателя.