Личность и саморазвитие (часть 7)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Философ И. Кант считал, что самосознание — необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности. Пример Нерона и ему подобных «просвещенных тиранов», которые были склонны к самоанализу, но не блистали моральными доблестями (например, Иван Грозный, Екатерина Вторая и др.), заставляет нас искать уточнение кантовской мысли. Видимо, самосознание побуждает нас к активной духовной деятельности, а куда она человека приведет, во многом зависит от того, какие жизненные, нравственные установки он несет в себе.

Итак, мы обозначили две крайности: свет и тьму, «да» и «нет». Но есть ведь и «может быть», промежуточный тип, нередко именуемый противоречивой личностью.

Надо признать, что в чистом виде в нашей жизни не так часто встречаются героические личности и мрачные злодеи. Да и подобные оценки — послесловие их жизни. Сама жизнь — всегда процесс, движение: «светлые» становятся таковыми, изживая в себе теневые, порочные склонности и привычки (иначе гв чем заключается их самоулучшение, если у них изначально нет никаких изъянов?), а «темные» преодолевают в себе добрые начала (по той же причине — «саморазвитие в пороке»).

Оттого М. Горький советовал в оступившемся человеке искать хорошее, за что можно ухватиться и перетянуть на сторону добра. На этом принципе строилась и строится вся воспитательная деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, их последователей. На этой же основе складываются и отношения между родными и близкими людьми, которые стремятся друг в друге поддерживать все благие порывы и стремления, одолевать темные силы, нередко овладевающие нашими помыслами и желаниями. Да вы сами не отступитесь от друга, что однажды споткнулся.

— Так что же получается? Наиболее многочисленную группу составляют «противоречивые личности», и мы — среди них? — ехидно заметила одна девушка, всем тоном давшая при этом понять, что на промежуточное положение она не согласна.

Пришлось реабилитировать эту категорию личностей. Да, действительно, в натуре людей добрые начала ведут затяжную и непримиримую борьбу со злыми за полное торжество в душе человеческой, нередко причиняя ей ни с чем не сравнимые муки. Литература, драматургия чрезвычайно богаты именно этими персонажами. Принц датский Гамлет — воплощение «мученика самоанализа». И вся бесконечная галерея героев русской литературы, именуемых «лишними людьми»,— тоже дает нам представление о том, как дорого обходятся душевная неустроенность, вечные искания истинных ценностей, недовольство собой и окружением. И эти искания нередко становились делом всей жизни. Впрочем, поиски высших истин были делом всей жизни и самих писателей. В биографиях своих героев они воспроизводили этапы собственной духовной биографии или через литературного двойника «проигрывали» возможный вариант развития собственной личности, в определенных условиях и обстоятельствах. Многогранность, разносторонность и противоречивость автора сказывались в многогранности его воплощений. К примеру, известно, что образ Наташи Ростовой — это одно из воплощений Толстого.

Противоречивость не означает безликости. На память приходит герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Чтобы выяснить, кто он такой — «тварь дрожащая» или сверхчеловек, который может позволить себе «преступить» правила и нормы, предписанные «обыкновенным», Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы.

— Зачем нам вникать в страдания Гамлета, изучать метания Раскольникова? — еще один вопрос моих слушателей.— Нам не наследовать достояния и преступления королей. Нам не придет в голову проверять себя столь диким образом, который избрал Раскольников.

Тут спору нет: конкретный опыт, да еще литературного героя, нам может показаться бесполезным, искусственным — по форме и сути. Но если отбросить сюжетную основу и углубиться в характер и направление мыслей и чувств героев, очень много поучительного можно извлечь для себя и найти отзвуки в собственных переживаниях.