Личность и саморазвитие (часть 6)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Нарицательным стало имя Герострата, ради сомнительной славы сжегшего храм Артемиды, одно из чудес света. (К сожалению, имя творца этого чуда люди забыли, а разрушителя — помнят.) Теперь, когда мы хотим указать на муки неудовлетворенного самолюбия, толкающие человека на преступление, то говорим: «Он жаждет геростратовой славы».

Последние столетия внесли в список злых гениев немалое число именитых геростратов, кровожадных «фюреров», мечтающих о мировом господстве, о подчинении людей иной расы, нации, идеологии своей вере. На службу себе они привлекают научные изобретения, средства массовой информации и т. д.

Нам нужно учиться распознавать разрушительное начало за внешне привлекательными оболочками и словесами. В качестве примера, вам наиболее понятного, расскажу о том, как строится система ценностей, как ведется «саморазвитие» у тех, кто еще только вступает на путь, уводящий от света в тень.

Вам хорошо известны шумные дворовые компании, вся забота которых — выпить, подраться, а то и стащить, что плохо лежит. Такие ребята оценивают свои поступки по другой шкале ценностей, нежели те, кто их судит. В среде уличных хулиганов тем выше оценивается член компании, чем искусней он может взять, а не отдать, унизить, а не возвысить другого, уйти от трудов и тягот. Личность с другой нравственной установкой не находит в хулиганском поведении никакой логики и чести.

Однако и хулиган, вор, тунеядец, как это ни парадоксально, тоже испытывает неудовлетворенность собой, стремится к совершенству в том качестве, в котором он себя осознает и ценит как «лихого парня». И у него есть свои «боги и герои». Не разрушив эти его ценности и авторитеты, бесполезно его стыдить и взывать к переменам. Он тоже не поймет человека «из света». Разве что на суде, почувствовав законодательную силу и власть, покорится им. И если раскаивается, то не всегда в том, что натворил, а порой — в собственном несовершенстве: не сумел, не успел вовремя замести следы, попался, одолел его кто-то более сильный и ловкий.

Припомните страстный монолог Городничего из гоголевского «Ревизора», когда он узнает, что «сосульку, тряпку принял за важного человека»:

«Городничий (бьет себя по плечу): Как я? нет, как я, старый дурак! выжил на старости лет из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду, трех губернаторов обманул!»

Вот оно особое самосознание темной личности и цель саморазвития — стать «мошенником над мошенниками», обобрать вора, который весь свет может обокрасть. Ну, чем не стремление к совершенству?

История и литература очень часто знакомят нас с биографиями одаренных людей, вставших на путь порока и следующих по нему осмысленно и даже целеустремленно. Вам, конечно, известно имя древнеримского императора Нерона, который стал своеобразным эталоном жестокости, коварства. Не было такой гнусности, которую он с наслаждением не проделал бы, нет такого греха и бесчестья, которого бы он избежал. Но никто и никогда не сказал, что он все творил по недомыслию, из-за непонимания самого себя или оттого, что не умел себя держать в руках, управлять своими страстями. Напротив, он тем и известен среди других тиранов, что мог принять любое обличье: демократа и деспота, нежного преданного сына и убийцы собственной матери, покровителя искусств и философии и виновника всеуничтожающего римского пожара. Легенда гласит: когда Нерон, спасаясь бегством от неминуемой кары за свои злодеяния, оканчивал жизнь самоубийством, в последнее мгновение он успел дать себе высокую оценку:

— Какой великий актер умирает! — воскликнул он, бросаясь на меч.