Личность и саморазвитие (часть 5)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

По мнению специалистов, наиболее плодотворной оказывается нацеленность ученика не на успех, не на предмет даже, а именно на саморазвитие и самосовершенствование. И не только ученика, но и человека, занимающегося любым видом деятельности. Вот, к примеру, что говорила женщина-космонавт дважды Герой Советского Союза Савицкая о развитии своих способностей в авиаспорте и о подготовке к космоплаванию: «Когда начала серьезно заниматься авиационным спортом, то поняла, что здесь для прогресса необходимы прежде всего самоконтроль, самоанализ. Что сделал — получилось, не получилось — оцени. Эта привычка анализировать, чтобы постоянно совершенствоваться, конечно, очень нужна и при подготовке к космическому полету».

Необходимо выработать подобную привычку и всем нам, чтобы взлететь над суетой и стандартом повседневности, обрести зрелость. Есть справедливые слова К. Маркса о том, что самопознание — первое условие мудрости.

Все, что здесь говорилось об учебной вашей деятельности, в полной мере можно отнести и к любым внешкольным делам и отношениям. Ведь немало таких ребят, чьи интересы и склонности раскрываются и реализуются в разного рода кружках, секциях, даже в дворовых компаниях, в дружеских, сердечных и родственных связях, и случается, что уважаемая за дверями школы личность в ее стенах оказывается малопочтенной, и наоборот: отличник, активист, а во дворе — изгой, всеми гонимый, неприкаянный неумеха.

Это еще одна особенность в определении той или иной личности: многогранность ее оценок. Так, в школе, на работе главные критерии, по которым оценивается личность, связаны с успехом в учении, в деле, а моральные качества порой воспринимаются как второстепенные. В любом классе есть ребята, не отличающиеся выдающимися достижениями в учении, в спорте, изобретательстве, искусстве, зато всем очевидны их добрый нрав, чувства чести, справедливости, сострадания, бескорыстия. Их достоинства не приносят ни медалей, ни аплодисментов, ни первых мест (это даже представить немыслимо: первое место по состраданию). Но именно потому они и должны цениться особо высоко, что действуют ребята без корысти и без жажды кого-то опередить. Но, увы, мы порой забываем, что моральными свойствами и качествами в конечном счете и определяется все сделанное нами на земле: во имя чего достижение, успех, открытие? Степень активности, масштаб деятельности, самые высокие и грандиозные, могут быть обращены во зло людям или только во благо «себе любимому», не выдержать испытания на честь и совесть, на справедливость и самоотверженность. И тогда — что это за заслуги, что это за личность?!

— Неужели злые, эгоистичные люди тоже способны к саморегулированию, самосовершенствованию и т. д., т. е. обладают важнейшими свойствами личности? Да эти понятия как-то и применить к ним трудно? — удивится кто-то из вас.

К сожалению, само понятие личности не имеет одного знака плюс, как и все явления человеческой жизни. Живучесть пороков и недостатков объясняется во многом и тем, что ими бывают поражены личности сильные, волевые, умные, талантливые и даже склонные к самопознанию и самосовершенствованию. Но у них иные, чем у положительной личности, цели, иные установки и иные мотивы деятельности, иные отношения и взгляды на то, что нужно, важно, ценно, т. е. иная система социальных и моральных ценностей. Масштабы деятельности этих личностей тоже разные: от мелкого воришки до злодея планетарного масштаба. Одних окружающие забывают на другой день после их исчезновения с горизонта, других помнят долго. Иногда тысячелетиями. Клянут, пугают их именами детей, но помнят. Они, правда, тоже служат средством воспитания: на их примерах учат, как не надо поступать. И если величают, то «злыми гениями человечества».