Личность и саморазвитие (часть 4)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Ваш собственный опыт подскажет примеры, убеждающие: и в юные годы есть возможность заявить себя полноценной личностью, умеющей ставить высокие и сложные цели и достигать их. Среди вас немало таких, что щедро одарены от природы, которые рано начинают развивать свои способности и достигают заметных успехов. Известны случаи, когда именами школьников называли открытые ими звезды и кометы, известны имена юных изобретателей и поэтов, художников, спортсменов. Но уважением пользуются и те, кто проявил сильную волю, целеустремленность и сумел одолеть сопротивляющуюся науку, приобрел желанную профессию не благодаря, а вопреки природным возможностям. Активность и масштаб школьной деятельности во многом выявляет ваши личностные свойства.

Успехи в учении прежде всего зависят от того, какие цели вы сами перед собой ставите и какими способами будете их достигать. Ведь недаром говорят: образование нельзя дать, но его можно взять. Ценой больших усилий воли, умения и желания трудиться. А что мы видим в жизни?

Один учится, чтобы узнать больше, приобрести широкие и глубокие знания о мире и жизни. Это — одна причина, один мотив, как говорят психологи. В таком случае для человека естествен широкий круг интересов, неустанность в работе, самостоятельность в способах исполнения заданий. Оценки для него — следствие, итог желанной работы.

Другой мотив: человеком движет самолюбивое стремление утвердиться в глазах учителей (или друзей) в качестве эрудита. Человек старается не столько глубоко и основательно знать, сколько блеснуть эффектной фразой, подкинуть «мудреный» вопрос. Знания его при этом могут быть поверхностными, интеллектуальные способности не разовьются, зато, вероятно, разовьется ловкость, изворотливость, болезненное тщеславие, которое лишит работу бескорыстной радости и будет пробуждать муки зависти к тому, кто опережает в успехах, завоевывает больший авторитет.

Третий мотив: учение как исполнение обязанности, добросовестное, но без поиска и азарта. Просто есть такая черта характера: делать хорошо все, за что бы ни взялся. Полезная черта. Хотя она не всегда дает яркие и сочные плоды усилий, но и не угрожает пустой тратой времени. А именно такая угроза маячит перед теми, кто все делает спустя рукава. И тоже «принципиально». Есть такие среди вас, кто не столько учится, сколько искусно делает вид. Вся умственная энергия при этом расходуется на то, чтобы избежать неприятностей, плохих оценок и выговоров. Конечно, и при таком отношении к учению какое-то развитие происходит, тренировка памяти, например, но можно с полным правом сказать: десять лет, десять важнейших вех в становлении личности пропали даром. Не произошло раскрытия для самого себя и для окружающих всех способностей, заложенных с рождения, не получили они дальнейшего развития. А в природе так устроено: что не развивается, то отмирает. Глядишь, менее способный больше успевает, лучше умеет.

«Способные троечники» — довольно распространенное явление в школе. Именно из этой среды выходят всем недовольные неудачники: они многого хотят, чувствуя свои возможности и силы, окружающие от них многого ждут, но они мало что могут из-за того, что трудно наверстать упущенное, а еще — трудно преодолеть инерцию халтурного отношения к делу, а значит, к самому себе.