Личность и саморазвитие (часть 2)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Случилось так, что автор этих строк оказалась участником одного из многочисленных «круглых столов», устроенного журналом «Студенческий меридиан». В нем принимали участие академик А. В. Петровский, всем вам хорошо известный драматург В. С. Розов, популярный актер О. П. Табаков, специалист по социальной психологии Ф. Т. Михайлов и многие другие. Нам предложили ответить на письмо одной студентки, которая, глядя в зеркало, увидела, по ее словам, вполне заурядное лицо, но никак не личность и считала, что быть ею могут лишь актеры, писатели, ученые, художники, но не рядовой работник.

Приведу здесь несколько выдержек из диспута, которые выражают, на мой взгляд, главные позиции участников этого «застолья».

В. С. Розов: Личность ты уже с рождения. А вот сотрешься, как пятак, или нет — от тебя зависит. Я согласен со Споком, который говорит, что личность начинается со слова «нет».

А. В. Петровский: То, что личность способна запечатлеть вне себя,— это и есть одна из наиболее важных и полных ее характеристик. Мы говорим про исторических деятелей, что они запечатлели себя своей жизнью во множестве людей, оставили след в них. Если бы мы могли зафиксировать этот след в других, то, наверное, получили бы наиболее полную характеристику человека. И если речь идет об активной жизненной позиции, то в ней прежде всего проявляется нравственное начало. Мы говорим: благородная личность или подлая личность. Подлец производит изменения в окружающей его среде, но что хорошего в этих изменениях? Активный приспособленец — самое отвратительное, что может быть.

О. П. Табаков: Так получилось, что я всегда занимался желанным, любимым делом. Занимаясь нелюбимым делом, вряд ли можно стать личностью. Это представляется мне одним из важных условий обретения себя, езды в незнаемое, к мчащейся звезде, которая называется личностью.

Ф. Т. Михайлов: Как же быть человеку в современном мире? Если, например, предмет его деятельности или способ действия задается заранее как схема, стандарт, конвейер? Не поддаваться стандарту! Относиться к самому себе как к проблеме. Когда я с позиций исторической культуры отношусь к своему труду, тогда я мыслю, я человек. Надо стараться помнить, что мы от природы существа универсальные, а не узкоспециализированные, надо разбудить в себе и в соседе творца.

Как видите, спорили, возражали друг другу участники «круглого стола», но все-таки сошлись на общей мысли: личность — это отношение к самому себе, к другим людям, к явлениям современной жизни, отношение, выраженное в поступках, в деятельности.

У личности нет ограничений в возрасте. Личностью заявляет себя младенец, когда, решительно оттолкнув оберегающие руки матери, делает первые самостоятельные шаги по земле. «Я — сам!» И пусть при этом он подражает взрослым, он — первооткрыватель, он — творец всегда, когда говорит это гордое «Я — сам!». Он открывает мир заново, он открывает себя.

Личностью заявляет себя подросток, когда делает сознательный выбор между добром и злом, когда преодолевает слабость неокрепшей натуры, противится дешевым соблазнам, когда ставит трудные задачи и добивается своего.

Личностью остается древний старик, когда наперекор зимней остуде сердца щедро раздаривает всем последние искры души.