Без плаща, шпаги и реверансов! (часть 8)

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Думается, приметливые женщины еще в древние времена уловили закономерность: здоровей, ловчей, удачливей потомство той матери, к которой накрепко привязан мужчина — отец, работник, добытчик и защитник. Теперь-то уж ни у кого не вызывает сомнений преимущества крепкой семьи в воспитании детей, в ведении хозяйства, даже в профессиональных достижениях. (Последние исследования показывают прямую зависимость всяческого преуспевания человека — в делах, в творчестве, здоровье — от семейного лада. Впрочем, мы уже об этом говорили.)

Вот и выходит, что долгие века женщины смирялись с моральным неравенством тоже во имя блага детей, как это ни покажется странным. Потому что без науки сознавали: поведение матери в большей мере отзывается на благополучии потомства, чем поведение отца. Оттого и дочек воспитывали в большей строгости, чем сыновей.

Характер моральных норм и правил не был чем-то данным всем людям от начала и навеки. Существовали разные обычаи у разных народов: были сторонники многоженства и многомужества, даже приверженцы безбрачия. Но именно наличие упорядоченных связей указывало на то, вышло ли это племя, этот народ из состояния дикости или все еще пребывает в оном.

Однако нынче мы можем столкнуться с таким вот феномеом: общество, достигшее высокого расцвета науки, техники, искусства, впадает в состояние дикости в сфере половых отношений. Примером может служит «сексуальная революция», получившая распространение на Западе, которая, по мнению некоторых ее апологетов, должна способствовать уничтожению векового неравенства в отношениях полов, возведению стихийных сил любви в ранг науки. Для осуществления этих целей привлекались средства массовой информации, которые открыли огонь по таким человеческим качествам, кадс стыд, застенчивость, скромность, верность, объявив их мещанскими, ханжескими проявлениями, чуждыми просвещенному и свободомыслящему человеку. Высказывались убеждения, что сексуального просвещения молодежи достаточно для того, чтобы построить счастливую семью.

Распространение литературы и кинофильмов, не только снявших таинственные покровы с интимных отношений мужчины и женщины, но и смакующих подробности, пропагандирующих «технологию секса», привело к тому, что «просветившаяся» молодежь стала обнаруживать склонность ко всякого рода извращениям, появились психические заболевания на этой почве, не говоря уж о резком росте венерических. Все большее число юношей и девушек не хотят, да и не могут строить нормальные семейные отношения.

По некоторым данным, от половины до 2/3 разводов в Англии, Японии и США происходят, наряду с другими причинами, из-за сексуальной неудовлетворенности партнеров или иных нарушений в деятельности половой сферы. Дания, Франция и ФРГ являют собой средоточие этой «науки и практики», наводняют мировой рынок соответствующей «популярной и научной» литературой. И как раз именно в этих странах уровень рождаемости и устойчивость браков оставляют желать лучшего.

О падении общественной и семейной морали говорят с огромной тревогой все честные люди в этих странах. Во Франции и ФРГ печать называет «социальными самоубийцами» сторонников «сексуальной революции». Нет в ней ничего нового, тем более революционного.

Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времен…

Видите, для А. С. Пушкина «наука любви», поставленная на службу разврату, «достойна старых обезьян».

И нынче у массы материально обеспеченных людей Запада, как и у элиты всех времен, бездумное, безудержное потребительство создает стереотип, по которому строится вся система человеческого поведения, в том числе в интимной сфере. Точно так же, как заменяется машина (мебель, одежда, украшения, игрушки), без особой надобности, еще не успев состариться и надоесть, меняется и «партнер» в семейной или просто совместной жизни. Естественно, чем слабее люди между собой связаны, тем легче происходит эта смена. А больше всего мужчину и женщину, мужа и жену, связывают общие дети. Они требуют постоянства, порядочности, верности. Раз так — отказываются не от того, что мешает рождению и воспитанию детей, отказываются… от них самих. Тем более что при всеобщей заменяемости родных детей не подменишь другими, более «модными, современными, более удобными и приятными», а ведь именно эти свойства считаются самыми высокими достоинствами для любой вещи, любой ценности.

Фетиш замены (измены) как основной признак преуспевания личности или семьи — вот что нынче определяет стиль и мораль поведения многих представителей обеспеченных кругов в буржуазном обществе. Отрицание постоянства как символа консервативности, отсталости взглядов стало для них своего рода признаком «современности». Любого постоянства. Во всем. В дружбе. В сотрудничестве. В любви. В родственных отношениях. Это — первая причина разгула сексуальной анархии (но никак не революции) в капиталистическом мире, свидетелями которого стало наше поколение.

Вторая причина — не менее ощутимая и существенная — отсутствие сдерживающего и регулирующего начала в поведении людей, отсутствие ясных и нравственных целей своего существования.

Можно признать, что капиталистические страны сейчас переживают тяжелый моральный кризис. Регулирующее действие религии ослабевает, а высокой идеи, во имя которой человек призван был бы сдерживать грубые желания и страсти, во имя которой он добровольно принял бы на себя обязательства, ограничивающие его потребительские аппетиты во всех сферах, такой идеи у буржуазного общества нет.