Заглядывая в завтра

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

Завершая наши беседы, мы не можем обойти молчанием ближние и дальние перспективы семьи, которые видятся ученым. Тем более что все признают: семья нынче переживает свой пе­реходный период, пору исканий наиболее справедливого, разумного и достойного образа жизни. А искать, не зная цели, не видя горизонта,— значит плутать в трех соснах.

По логике эта глава должна была бы стать самой емкой. Но на деле получится наоборот.

Напомню: существовало представление, что семья отомрет вместе с отменой частной собственности и государства. Образ такого семейного быта воспроизвел в своем романе-проекте «Ту­манность Андромеды» советский писатель-фантаст Иван Ефремов. Впрочем, в его предположениях ощущается влияние картин, созданных Н. Г. Чернышевским в четвертом, провидческом, сне Веры Павловны, героини романа «Что делать?». Отомрет, дескать, необходимость совместного хозяйства, а с ней исчезнет и длительная общая семейная жизнь. Свободные граждане будут свободно соединяться для коллективного труда, общения и веселья, дети будут воспитываться тоже сообща. Никто ни к кому не будет привязан никакими юридическими узами, кроме чувства любви, взаимного влечения.

Сама стратегическая идея-мечта, по всей вероятности, ни у кого не может вызывать возражений: всеобщая любовь, братство, сотрудничество, исчезновение всего, что разобщало людей на враждующие классы, группы, кланы,— величайшая цель всего человеческого развития. Но предполагает ли эта цель разрушение молекулы во имя создания монолита? И возможно ли такое? И может ли человек, не на словах, а на деле, возлюбить все человечество, не испытав глубокой привязанности к тем, кто его породил?

Именно это обстоятельство и вынуждает нас в разговоре о будущем семьи оперировать опытом прошлого и настоящего и из него извлекать то полезное, что сгодится и в обозримом грядущем.

Создатели теории научного коммунизма в силу знания законов диалектики не строили иллюзий относительно природы человеческой, как и природы вообще. В коммунистическом завтра не исчезнут противостояние нового старому, биологические различия людей, стремление человека к продолжению своего рода, к индивидуальной любви. А все это предполагает и возможность конфликтных отношений. Только мотивы таких конфликтов будут неимущественного характера. И форма их внешних проявлений, по всей вероятности, решительно изменится; будет менее агрессивной и членовредительской, чем сегодня. Но, вполне станется, еще более мучительной для души, которая, как известно, тем дольше и резче резонирует, чем тоньше она устроена.

Однако давайте спросим современников, ученых, исследующих эту сферу человеческого бытия: каким видится им завтрашний день семьи?

Вот что думает специалист по социальному прогнозированию доктор исторических наук И. В. Бестужев-Лада: «Прежде всего хочется напомнить, что в конце 70-х годов семья нашим государством была официально провозглашена непреходящей ценностью. И тем самым была поставлена точка над бесконечными спорами о будущем семьи: ей пребывать во веки веков! Ей входить в пору нового своего расцвета и силы, разумности и гуманизма.

Что касается конкретных воплощений ее, то здесь я выскажу лишь собственную позицию, которую могут не во всем разделять мои коллеги и ваши читатели. На мой взгляд, семья сохранит нынешнюю многовариантность. Будут существовать и благоденствовать мать, отец и их собственные дети. Будут жить вместе мама с ребенком без отца и, напротив, отец и ребенок — без матери (это неполная, но тоже семья). Будут жить вместе супруги, воспитывающие детей от другого брака или вообще приемных ребятишек. Будет с ними вместе делить труды и радости старшее поколение: бабушки, дедушки — и будут такие семьи, где старики живут самостоятельно. Короче, все возможные сочетания будут иметь равные и законные права перед обществом.

Однако оптимальным вариантом была и остается .полная семья, причем — с тремя детьми. Старшее поколение живет в пределах досягаемости, но не обязательно вместе. Трое детей наилучшее число для любой семьи, любого региона и нации: хоть для северной, хоть для южной, для эстонской, узбекской, русской, как и для любой нации за пределами нашей страны.

Мы сознаем, что такое единообразие вряд ли в реальной жизни достижимо. Усредненность этой цифры очевидна. Складываться она может из следующих соотношений: уже теперь ясно, что не каждая вышедшая замуж женщина может и хочет стать матерью. Если сохранится нынешняя пропорция, то одна из десяти женщин останется бездетной. Каждая десятая будет иметь одного ребенка, 3—4 женщины будут иметь двух-трех детей, 2—3 от четырех до шести детей.

Известно, что около 20—30% женщин испытывают стремление родить и воспитать семь и больше детей. И это законное желание должно быть удовлетворено. А общество должно помочь осуществиться этой святой цели, обеспечив мать-воспитательницу всем, что получает за важный и ответственный труд специалист высокого класса. Ей будут созданы благоприятные условия труда и быта, пенсионное обеспечение в старости, путевки в санатории и дома отдыха и т. п. И все это будет даваться не только по числу детей, но и по качеству ухода за ними, в зависимости от их физического, интеллектуального и нравственного развития. Обществу так или иначе придется найти способ вознаграждать семью не только за количество детей, но прежде всего за качество их воспитания.

Домашний труд, который нынче нередко вызывает споры и раздоры между членами семьи, наконец, станет всеобщим и нераздельным на женский и мужской.

И сам характер труда и его нагрузки со временем изменятся. Каждый дом получит разные комбайны-автоматы.

Все необходимые дела будут исполняться в 1 —1,5 часа, оставляя массу свободного времени. Наверное, вы заметили, что перечисленные механизмы в том ли ином виде уже существуют в наших домах. Но постепенно они будут усовершенствованы, менее громоздки и энергоемки, более универсальны, нежели нынешние тяжеловесные, все еще не очень-то удобные в обращении машины.

Однако сказанное здесь не означает, что труд вообще должен быть выведен за стены семейной квартиры. Труд по самообслуживанию просто должен уступить часть времени, сил и средств любительскому, творческому труду по интересам.

При всей радости коллективного труда и отдыха человеку всегда будет необходимо уединение и индивидуальные занятия. И такая возможность будет все больше предоставляться и малому, и старому. Родственники научатся уважать индивидуальные увлечения и пристрастия друг друга.

По моему убеждению,— продолжает ученый,— даже мужу и жене нужна дверь между их комнатами, которую они могли бы закрыть за собой и заняться, чем хочется. А открывалась бы она только по желанию владельца комнаты.

Впрочем, в решениях партии и правительства предполагается, что у каждого члена семьи в грядущем будет своя комната плюс общая для коллективного досуга.

Конечно, все это осуществимо лишь при дальнейшем развитии всего общественного уклада, энергичном росте нашей экономики, совершенствовании управления, образования.

Лишь общее развитие и благосостояние государства может развязать сложнейшие узлы проблем, в которые попадают нынче многие молодые семьи.

Значит, всем нам предстоит крепко потрудиться для осуществления столь обширной программы. Естественно, что общие и сложные задачи можно решать всем миром, как в свое время в деревне строили дом для новой семьи; помогает всяк, чем может».

Другой специалист по семейной проблематике, писатель Ю. Б. Рюриков, в ином ракурсе рассматривает необходимые преобразования для утверждения семьи грядущих дней.

«В основном я согласен с социальными прогнозами И. В. Бестужева-Лады. Хотя мне думается, что дело не столько в автоматизации домашнего быта, сокращении труда в семье, сколько в изменении стиля и характера отношений между ее членами, взгляда на собственное назначение в жизни. Сейчас мы находимся в положении людей, которые еще только подходят к самым: важным для себя знаниям в области педагогики, психологии и сексологии. Я назвал это состояние — докультурой. Впереди мне видится переход к подлинно культурным отношениям, когда люди будут знать законы собственного развития, своей природы, уважительно относиться к ней, как и к природе, что вокруг нас, и разумно пользоваться ими на общее благо.

Что касается нравственных установок, то все их множество я бы свел к такому универсальному принципу: максимум добра и минимум зла максимуму людей».

Как видите, ученый и писатель предполагают не столько кардинальные перемены, сколько еовершенствование современных благоприятных тенденций и условий семейного бытия. Однако при­веденные выше прогнозы касаются прежде всего средств достижения лада в человеческом доме. А каковы будут цели, жизненные установки семьи в коммунистическом далеке и чем они будут отличаться от современных? С таким вопросом автор этих строк обратилась к социологу 3. А. Янковой:

«Все процессы, происходящие в семье, нам непременно следует соотносить с процессами, происходящими в современном мире и нашем обществе. На необходимость такого подхода нам указывал В. И. Ленин. «В области брака и половых отношений,— говорил он в беседе с К. Цеткин,— близится революция, созвучная пролетарской революции» (Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1970, т. 5, с. 37—59).

По мере продвижения к коммунизму в нашем обществе все более отчетливо проявляется марксистская позиция: считать высшей и в конечном счете единственной целью всех социальных пре­образований человека — его развитие, реализацию всех его способностей, возможностей, сил. Именно эта цель определит основной смысл и суть жизнедеятельности семьи при коммунизме. Да и нынче, насколько семейные условия и отношения позволяют каждому индивиду совершенствовать себя и отдавать свои способности на общее благо, настолько данная семья приближается к грядущему идеалу.

Совершенно очевидно, что небывалая нравственная, мировоззренческая установка предполагает решительное изменение всех функций семьи: воспитательной, хозяйственной, трудовой, условия отдыха и характер общения. Изменятся ценностные ориентации, представления о преуспевании и богатстве. «Богатым», по марксову выражению, будет нуждающийся в полном саморазвитии, а самой большой роскошью — радость общения.

Семья новой формации превратится в подлинную исследовательскую лабораторию, будет своеобразным самодеятельным коллективом, в котором каждый — и творец, и исполнитель, и критик, и контролер в одном лице. И, конечно, никакой эксплуатации одного человека другим. Ведь эксплуатация, основывающаяся на любви, на добровольном самоотречении любящего во имя любимого, порой плодит такую систему «домашнего угнетения», которая может не позволить осуществиться и общественному идеалу «свободного развития каждого как условия свободного развития всех».

В коммунистической семье восторжествует гибкая система самоуправления, в ней главенствовать будут неформальные лидеры, которые решительно отвергнут все привилегии, на которые обычно претендовали лидеры в любом сообществе. Напротив, единственной «привилегией» лидера останется — брать на себя наибольший груз общей ноши.

Что касается моральных установок, то при коммунизме утвердится полностью развившаяся моногамия (т. е. единобрачие), основанная на социальном равенстве полов и взаимной любви супругов.

Должны исчезнуть из наших отношений измена, обман и прочие изъяны, которыми еще бывают поражены нынешние супружеские и дружеские отношения. А из этого всего можно предположить сокращение до минимума числа разводов. (Хотя вряд ли можно надеяться на то, что они исчезнут вовсе.) Ведь разносторонне развитая, творчески активная личность, к тому же владеющая своими эмоциями, телом и душой, сможет тонко регулировать отношения с домочадцами, будет всегда интересна своим близким, не позволит пресытиться ею. Здесь мы можем выявить глубинные влияния очень личных отношений на общую атмосферу бытия»,— заключила 3. А. Янкова.

Беседы с учеными и писателями о грядущих переменах в семье, как видите, вывели нас к истокам разговора, который мы с вами ведем на протяжении всей этой книги. Мы ведь еще вначале обозначили важнейшее условие вашего счастья и счастья ваших близких — саморазвитие и самовоспитание личности. Оказывается, это важно и для осуществления вековечной мечггы о все­общем братстве, о золотом веке на нашей многострадальной планете Земля. Быть неравнодушным ко всему, что происходит с нами, вокруг нас и с нашим участием,— это и значит зара­жаться могучей энергией любви к людям, значит учиться любить по-человечески.

Пусть наши беседы будут ступенькой в вашем неостановимом движении к высотам знаний и умений подлинно гуманного и нравственного бытия. Счастливого вам восхождения!

Восхождение, как известно, требует основательного снаряжения. В вашем движении им станут книги. Вот список литературы, которой вам надолго хватит, поскольку чтение это — не на бегу, не в автобусе и метро. Оно предполагает медленное вдумчивое вчитывание. Зато, одолев первые трудности, дальше вы будете искать и жаждать чтения, которое поможет ответить на важнейший вопрос: как жить достойно?