Доходы и расходы

date28.07.2014 "Семья" authorАвтор: Т. М. Афанасьева

«Экономика должна быть экономной». Эти слова мы ежедневно слышим по радио, телевидению, читаем в газетах, об этом ведутся разговоры дома, за обеденным столом. Наверное, поначалу такое суждение вам казалось странным: вроде бы говорят, что масло должно быть масляным. Но вышеприведенный «набор» вариантов ведения домашних дел убеждает, что хозяйствование может быть и расточительным, и скупердяйским. И то и другое неэкономно.

Как лучше вести семейное дело? Здесь нам не обойтись без цифири. Естественно, что оперировать придется статистически усредненными данными. Обратимся за этими сведениями к специалисту, доктору экономических наук Б. В. Ракитскому, выпустившему очень интересную и поучительную книгу, которая так и называется: «Стратегия благосостояния».

Нас интересует: какими возможностями располагает средняя советская семья? Экономист говорит, что важнейшими при формировании материальных условий жизни семьи являются два фактора: уровень доходов и состав семьи. Разное соотношение в семье работающих и иждивенцев (детей, инвалидов, пенсионеров с небольшой пенсией) решительно сказывается на «подушном» доходе. Вот как это выглядит на примере: в одной семье взрослые получают довольно солидную зарплату, скажем, по 200 руб. папа и мама. Но в семье пять детей и бабушка, получающая маленькое пенсионное пособие. А в другой семье родители получают по 120—150 руб. в месяц, но у них на иждивении один ребенок. Простой подсчет обнаруживает, что в первой семье на каждого члена придется по 50 руб., а во второй — по 90 руб. Таким образом, нижеоплачиваемые работники могут оказаться более обеспеченными, чем вышеоплачиваемые.

«В любом обществе существует понятие высокой, средней и малой обеспеченности семей, а соответственно — высоких, средних и низких доходов в расчете на одного человека. Понятно, что со временем, по мере повышения уровня жизни, происходит повышение критериев каждой из таких групп, так что сегодняшний средний уровень обеспеченности — это вчерашний высокий и завтрашний низкий. Это значит, что одна и та же зарплата в разное время дает нам возможность по-разному вести свое хозяйство»,— пишет Б. В. Ракитский и приводит динамику роста благосостояния советской семьи за последние два десятилетия.

За период с, 1966 г. по 80-е годы денежные доходы населения удвоились. К примеру, нынче около половины семей в нашей стране имеют средний доход на каждого члена 100 и больше рублей. А еще в 1965 г. таких насчитывалось всего около 4%. Малообеспеченными нынче считаются те, у кого доход исчисляется в 50 и менее рублей на домочадца. Их число только за 70-е годы сократилось примерно в три раза и имеет заметную тенденцию к дальнейшему снижению. Экономист предсказывает, что к концу столетия средним будет считаться доход в 200 руб. на каждого члена семьи. Пока такой достаток имеет меньшая доля населения страны.

Существенно меняются и наши расходы. На продукты питания мы теперь тратим в сумме больше, чем прежде, но в процентном отношении меньше, чем несколько лет назад. Понятно, почему? Заработная плата неукоснительно растет, а государственные цены на большинство продуктов не меняются. Суммарно увеличиваются расходы на продукты еще и из-за того, что меняется их состав: сокращается потребление дешевых и менее калорийных продуктов, вроде хлеба и картофеля, которые раньше в России потреблялись в большом количестве. Растет в нашем рационе доля более дорогостоящих и более калорийных продуктов: мяса, рыбы, масла, яиц, колбас, молока, а также овощей и фруктов.

В среднем наша семья тратит на питание от 1/3 до половины всех доходов. Приблизительно такая же доля приходится на промышленные товары. И в их количестве и качестве происходят заметные сдвиги. Растут расходы на предметы долгосрочного пользования (а значит, более дорогие): холодильники, телевизоры, мотоциклы и автомашины, мебельные гарнитуры, ковры, меха и т. п. Чаще происходит смена одежды, сбуви, все больше внимания уделяется современным моделям, а не лишь бы ноги были обуты да тело укрыто, как это еще было совсем недавно.

Нынче сельские жители стали такими же активными потребителями промышленных, да и многих продовольственных товаров, что и горожане. Экономика селян претерпела самые решитель­ные изменения. Поэтому и требуется сейчас различных товаров во много раз больше, чем еще три десятилетия назад. В этом проявляется закон справедливого выравнивания жизненного уровня советских людей, где бы они ни жили, в городе ли, в деревне. Но в этом процессе, как и в любом другом, есть и свои негативные стороны. С «корабля современности» сбрасываются устои, привычки, выработанные многовековым опытом народа, приспособившимся к определенным жизненным условиям. В крестьянской среде бытовал обычай: ничего не покупать, что можно сделать и добыть самим, ничего не выбрасывать, что еще может сгодиться в хозяйстве.

Крестьянская бережливость и оборотистость в условиях энергетического дефицита, сокращающихся запасов полезных ископаемых, возможностей земли прокормить и одеть растущее население планеты оказывается наиполезнейшей привычкой. Но, к сожалению, и сами крестьяне постепенно изменили эти свои обычаи, имея перед собой пример городской семьи и все увеличивающееся количество и совершенствующееся качество товаров потребления, с которыми, конечно же, не может состязаться кустарь-одиночка, самодельный мастер.

Нынче в нашем общем хозяйстве — в государственной экономике — утверждается тенденция: промышленное производство должно стать безотходным, таким, в котором отходы одного предприятия и хозяйства становились бы сырьем для другого. Но это положение не сможет стать всеобщим, коли в нашем собственном доме и хозяйстве мы не приобретем навыков бережли­вости и утилитаризации всего, что устаревает, выходит из моды. А в характере современных молодых (и не очень молодых) людей уже утвердилась расточительно-небрежная манера обращения с вещами, изменить ее будет ой как непросто.

С ростом возможностей забываются и такие принципы разумного хозяйствования, как «по одежке протягивать ножки». Нынешние молодые супруги нередко, начиная совместную жизнь, понятия не имеют о том, как распределить собственные доходы, чтобы не бегать по родственникам и знакомым перед зарплатой, перехватывая в долг десятку.

Здесь уже были названы основные цифры расходов на питание и одежду: не больше 80% от общего дохода. Нужно еще учесть ежемесячную плату за квартиру, электричество, газ, расходы на транспорт, на культурные занятия и развлечения, на спорт, на путешествия в отпуск, на праздники и подарки.

Любопытны в этом отношении советы, которые давал женщинам Н. В. Гоголь. Вот некоторые выдержки из его экономических рекомендаций: «Не ведите общей расходной книги, но с самого начала года сделайте смету всему вперед, обнимите все нужды ваши, сообразите вперед, сколько вы должны издержать в год сообразно вашему достатку, и все приведите в круглые суммы. Разделите ваши деньги на семь… куч. В первой куче будут деньги на квартиру, с стопкою, дровами и всем, что не относится до стен дома и чистоты двора, во второй куче — деньги на стол и на съестное с жалованьем повару и продовольствием всего, что ни живет в вашем доме; в третьей куче — экипаж: карета, кучер, лошади, сено, овес…; в четвертой куче — деньги на гардероб, то есть все, что нужно для вас обоих затем, чтобы показаться в свете или сидеть дома; в пятой куче будут ваши карманные деньги; в шестой — деньги на чрезвычайные издержки, какие могут встретиться… Сделайте так, чтобы эти семь куч пребывали у вас несмешанными, как бы семь отдельных министерств. Ведите расход каждый особо, и ни под каким предлогом не занимайте из одной кучи в другую. Какие ни представлялись бы вам в это время выгодные покупки и как бы ни соблазняли они вас дешевизною — не покупайте…

Укрепясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в деле душевного порядка».

Вполне современно изложены статьи расходов. Изменились лишь предметы быта, но не характер распределения средств. Вместо платы повару — расходы на питание в столовой, вместо кареты с кучером и вечно дорожающим овсом, можно иметь в виду мотоцикл с гаражом и горючим для него, тоже неизбежно дорожающим, с мастером-ремонтником и т. п. А так очень удоб­ная система бухгалтерского учета. Можно в специальных конвертах хранить деньги, предназначенные на удовлетворение повседневных нужд. И действительно, не поддаваться соблазнам перезаема у самих себя. Это отменный тренаж силы воли и разумного регулирования собственных желаний и порывов.

— А как быть, если хочется приобрести дорогую вещь, но в один месяц денег на нее не соберешь, в другой же ее можешь не встретить?

Не стану от своего имени давать советы, снова обращусь к Гоголю: «Все у нас теперь расплылось и расшнуровалось. Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил сам себя в подлое подножие всего и в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы в истинном смысле. Эту свободу один мой приятель… определяет так: «Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: «да», но в том, чтобы уметь сказать им «нет». Он прав, как сама правда».

Выслушаем эту не очень приятную правду от великого человека, ведь она имеет касательство и к некоторым из нас.

За редким исключением (строительство дома или кооперативной квартиры) нет таких вещей, которые стоят дорого, чтобы они были жизненно важными. Как говорят в народе: «Все, что необходимо,— дешево, все, что излишне,— дорого».

Если же покупка или расход требует многомесячного накопления, что ж, будем откладывать и экономить, но так, чтобы не во вред остальным статьям расходов. Каким образом? Заменим одни потребности и траты более скромными. К примеру, хочется нам отправиться летом в путешествие, которое требует значительных расходов: деньги на дорогу, на путевки, на спортивное и «представительское» снаряжение. Заводим особые статьи в названных прежде разделах бюджета («кучах») с ориентацией на отпуск. В разделе одежда, культурные интересы и развлечения, в питании даже — свои отчисления в кассу будущей поездки.

Можно сократить расходы на необязательные продукты, например на заморские фрукты, и при этом не понести урон в необходимых витаминах, поскольку известно: в апельсинах меньше витаминов, чем в нашей северной капусте, тем более квашеной. Сократить можно и потребление жиров, если не жарить продукты. Жареная пища более вредна, чем вареная. И вообще, натуральные продукты, чем менее они подвержены обработке, тем больше сохраняют питательных веществ. Значит, в домах, где отопление оплачивается в соответствии с расходом дров, элек­тричества, газа, экономию денег на топливе тоже можно будет переадресовать в графу самого-самого желанного расхода. Но только экономию в средствах, а не в необходимых калориях.

Разумно предложение Гоголя воздерживаться от необязательных покупок, даже если они дешевы, тем более — если дороги: Вещи, как и их создатели — люди, не терпят одиночества, им требуется «достойное общество». К примеру, купили мы нежданно-негаданно встретившийся… ну, скажем, сверхмодный плащ. А к тому плащу нет туфель, которые бы по цвету и фасону подходили к обновке. Значит, покупай туфли. Но они могут «не состыковаться» ни с одним платьем или костюмом, что уже есть в вашем гардеробе. Выходит, предстоят новые расходы или туфли будут одеваться только на улицу, в помещении же их придется менять. А еще нужна и сумочка под стать плащу и туфлям. Там, глядишь, и зонт окажется в кричащем раздоре с обновками. И туалет потребует смены цвета губной помады…

Та же история может произойти с приобретением новой люстры, нового дивана, ковра, даже с оклейкой стен какими-то особыми обоями. И придется признать: чем оригинальней и эффектней вещь, тем капризней у неё норов, тем значительней разрушительные последствия ее появления в доме.

Кандидат философских наук Л. Г. Борисова, как и полагается человеку такого звания, попыталась подойти к женскому гардеробу с научной точки зрения и создать схему, которая помогала бы нам избегать таких оплошностей и не попадаться на удочку ненужных, но соблазнительных вещей. Главный принцип ее методы: не покупать вещей-одиночек, не имеющих сродства с тем, что наличествует в доме. Каждое приобретение должно соединяться с максимальным числом других компонентов: по цвету, По стилю, по месту использования и назначению. Нет в гардеробе вещей спортивного назначения, знайте: приобретение одной желанной куртки будет истинным раззором. Нет в обиходе вещей, которые созвучны, скажем, розовому цвету, не покупайте розовую кофту, как бы она вам ни нравилась. Несоединимы пестрые платья с кружевным воротником, а строгих у вас еще не бывало,— удержитесь от покупки даже недорогого воротника. И. ставьте себе пятерки каждый раз, как сумели одолеть соблазн. Более того, сумейте порадоваться преодолению своей слабости, как торжеству Красоты и Разумности.

Экономии помогает и обычай пускать в дело отходы. Сколько денег тратим мы на приобретение новомодных средств для ухода за своей внешностью: дорогостоящие мыла и шампуни, кремы и лосьоны. А ведь косметологи отговаривают нас от погони за новинками. Масса людей заработала на этом болезни волос, кожи, аллергию… Куда полезней использовать сухой хлеб для мытья головы, остатки прокисшего молока, сметаны, майонеза для втираний в кожу рук. Кожуру фруктов и овощей используйте для питательных масок. Мы же нередко все это выбрасываем в помойное ведро, выбрасывая вместе с этим и свое здоровье (поскольку через кожу в организм тоже поступают питательные вещества), и свои деньги, и чужие труды по добыванию этих продуктов.

Сократить вроде бы обязательные расходы можно всегда, как всегда можно компенсировать огорчения от несостоявшейся покупки. Вспоминаю, как отреагировала моя знакомая на возник­ший вдруг ажиотаж вокруг ковров. Денег у нее на подобную обнову не было, да и не предвиделось. А тоже захотелось украсить стены дома. Она взялась «стряпать» свой, рукодельный ковер из старых шерстяных одеял, платьев, прикупила только отделочные материалы. И соорудила такое панно, что всех владельцев стандартных красавцев-паласов только зависть брала.

В последнее время во всем мире обнаруживается крен в сторону именно рукодельных изделий. Они на рынке значительно дороже промышленных изделий. И это понятно: когда у всех может быть то же, что и у меня (а при миллионных тиражах разного рода товаров неизменно появляется набивающий оскомину стандарт), тогда непременно появляется желание иметь нечто уникальное. Таким может быть лишь ручное изделие мастера. Вот вам и возвращение к кустарщине, к самодеятельному рукомеслу, которым совсем недавно владели наши деревенские бабушки и дедушки и у кого не спешили перенимать их умение охочие до модных новинок детки и внуки.

О том, что самодельные вещи и услуги — источник весьма существенной экономии на вещах и услугах платных, мы уже говорили прежде. К сожалению, любительский труд занимает еще очень незначительную часть нашего досуга. Если на просмотр телепрограмм и слушание радиопередач мужчины и женщины тратят около 28% свободного времени, то на любительский труд всего около 1,5%.

…Экономика — понятие нравственное. Это со все большей остротой мы начинаем познавать, когда из категории малообеспеченных переходим в разряд обеспеченных. Здесь мы размышляли о том, как вести дела при ограниченных возможностях. Обычно считалось, что отсутствие материальных затруднений снимает с души все заботы и проблемы. Покупай, что душе угодно, пользуйся благами жизни в свое удовольствие. Все это так. Но лишь для людей, которые не задумываются о том, какими будут они сами и в особенности их дети в обстановке вседоступности. Ведь если это деньги честно заработанные, то достаются они специалистам высокого класса. Такими обычно становятся люди выше среднего уровня знаний и умений. Они на виду, на них оглядываются, им подражают те, кто следует за ними. Значит, они должны подавать пример разумных потребностей и нравственного их удовлетворения.

Можно с уверенностью говорить о том, что немало специалистов, имеющих высшую зарплату (больше 250 руб. на каждого члена семьи), ведут разумный образ жизни и своих домочадцев приучают к сдержанности в потребительских желаниях. Мне неоднократно доводилось бывать в домах видных деятелей науки и культуры, знаменитых рабочих и видеть, как непритязательны они в одежде, еде, в меблировке своих комнат. Самые главные ценности для них — это общение с интересными людьми, книги, разного рода произведения искусства. Некоторые, правда, увлекаются собиранием коллекций, требующих огромных затрат. Но все чаще мы узнаем, что такие собрания дарятся родному городу или селу, откуда родом данный деятель.

Слышали вы, наверное, из газет, как знаменитый поэт Расул Гамзатов большие суммы денег передал в Фонд мира, а эстрадная певица Алла Пугачева отказалась от премий международных фестивалей в пользу детей и организаций, борющихся за мир.

Такого рода взносы заслуживают всяческого одобрения. Их нельзя называть пожертвованиями, потому что жертвы в глубинном смысле этого слова тут нет: люди отказались не отнеобходимого, а от избытка. Часто добрый пример подают имеющие достаток ненамного выше среднего, когда спешат поделиться с теми, кому необходима помощь: с малообеспеченными, родственниками, с друзьями, попавшими в. беду, отдают скромные сбережения на помощь воспитанникам детских домов, на благоустройство улиц, на сохранение природы, памятников старины и т. п.

Умение извлечь истинную радость из отказа от своих удовольствий в пользу блага другого человека — это и есть нравственная экономика при возрастающих возможностях.

Не будем кривить душой: далеко не все из высокообеспеченных людей склонны к самоограничению. Многие, напротив, находят именно в своем материальном преимуществе смысл и цель всех профессиональных усилий и достижений. Бывает так, что не только дальнему помочь — норовят у ближнего еще что-то отхватить.

Страсть накопительства — одна из сильнейших человеческих страстей. Бороться с нею в условиях, когда представляется такой выбор товаров, услуг и благ, как нынче, которые можно приоб­рести за деньги, значительно трудней, чем во времена «великого комбинатора» Остапа Бендера. Тот, обретя миллион — «голубую мечту идиота», никак не мог им воспользоваться в условиях того времени, когда распределение всех благ строилось не столько на денежном, сколько на корпоративно-профессиональном основании.

Но, скажите, какие обоснованные претензии мы можем предъявить к людям, чье благосостояние добыто честным трудом. Мы ведь все разные по своим потребностям, пристрастиям, привычкам и чудачествам. Оказывается, и это наше неосознанное стремление к выравниванию домашнего быта лежит в природе общественных отношений.

«Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования… Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него — определенная ограниченная мера-»,— писал К. Маркс (Маркс С, Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 114—115).

«Грубый коммунизм», искаженное представление о равенстве, о должном и приличном не только в частной, но и в личной собственности еще далеко не изжиты в нашем быту. Поспешно выносятся приговоры непрошеными судьями по чисто внешним признакам благополучия: вот сосед обзавелся машиной, вот купил ковер, а у меня ни того, ни другого. Значит, он дурной человек, обыватель-собиратель. И при этом мало кто сознает: своим «судом» он нарушает одну из гарантированных свобод — неприкосновенность личности и ее частной жизни, которая охраняется государством, Конституцией СССР. Только в том случае, если известны и доказаны нечестные источники приобретения ценных вещей, человек может быть подвержен официальному осуждению и общественному порицанию. Во всех иных случаях оскорбленный честный труженик Имеет право привлечь своих хулителей к ответу.

Ученые предостерегают тех, кто ратует за уравнительную политику распределения благ. Это было бы нарушением основополагающего принципа социализма: «каждому — по труду».

Опыт, который наше общество извлекло из периода военного коммунизма, отвергает такой подход. В принципе наше государство стремится к сближению размеров заработков разных категорий работников. К сближению, но не к уравниловке.

«Государство стремится избежать уравнительности, при которой игнорируются реальные различия в квалификации, в тяжести работы, ее престижности, условиях деятельности. Все эти моменты, представляющие… жизненный интерес, должны быть учтены при распределении благ… Моральным стимулам, энтузиазму, творческому горению коммунисты всегда придавали и придают немалое значение. Но, будучи материалистами, они вслед за В. И. Лениным считают материальную заинтересованность основой привлечения людей к труду, опорой коммунистического строительства. Всякие же теории и идеи, призывающие игнорировать материальные интересы людей, принадлежат не марксистам-ленинцам, а левацким ревизионистам прежде всего троцкистского толка». Так пишет Б. В. Ракитский, объясняя очевидное различие и в материальных возможностях и в потребностях политически равноправных граждан нашей страны.

— Что же это такое получается? Потребности по природе не имеют конца и краю. Производство им вроде потакает и даже их возбуждает. Не в этом ли причина новомодного явления, получившего название «вещизм», когда молодые люди, да и вполне зрелые тоже словно бы вовсе головы потеряли: из-за барахла готовы душу Мефистофелю заложить!

Опасения эти заслуживают серьезного внимания, тем более что тревогу испытывают все: и те, кто пристрастен к вещам, особо редким, дефицитным, и те, у кого погоня за модой вызывает лишь ироничные усмешки.