Гигиенические принципы размещения школ на территории городов и поселков. Радиус их обслуживания

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.

Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).

Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.

В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:

— Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).

— Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).

— Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).

— Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).

Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.

В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.

На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.

Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.

В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 —  170 м от межквартальных проездов и не менее 25 — 30 м от гаражей.

Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших — не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I—VIII классов 0,3 км; для учащихся IX — X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климати­ческом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.

Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3—5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно