В организации питания школьников большую роль играют педагоги. На педагогических советах и родительских собраниях оии обсуждают организацию рационального питания школьников, следят за тем, чтобы все школьники были охвачены питанием, проводят разъяснительную работу среди родителей и учащихся о значении питания для детского организма.
Питание школьников организуют в соответствии с инструктивно-методическими указаниями «Организация общественного питания учащихся в общеобразовательных школах». При этом рекомендуется использовать несколько форм обслуживания учащихся.
1. Организация групповых (коллективных) завтраков и обедов для школьников I — V классов. При этой форме обслуживания обеденные столы заблаговременно сервируют, а за 5 — 10 мин до прихода учащихся дежурные подают на столы завтраки или обеды. После приема пищи школьники сами относят использованную посуду к посудомоечному отделению или ставят на конвейер, тележки. Учащиеся приходят в зал организованно, вместе с классным руководителем (учителем, или воспитателем), который следит за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закрепляют определенные столы, а за учащимися — места.
2. Самообслуживание. Это наиболее удобная форма обслуживания школьников старших классов, когда учащиеся сами получают завтраки и обеды с раздачи.
3. Столы саморасчета. На отдельных столах расставляют холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (кофе, какао, чай). Учащиеся выбирают себе отдельное блюдо и расплачиваются, опуская деньги в кассу-копилку.
4. Обслуживание через буфет. В случае отсутствия в школе столовой питание организуется через буфет, в ассортименте которого предусматриваются холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, свежие фрукты, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда представлены в меню только в том случае, если для этого имеются необходимые условия (торговый зал, посудомоечная, соответствующее оборудование и др.).
В буфетах подготавливаются комплексные завтраки, а также продукты, реализуемые через столы саморасчета. Для отпуска продуктов в буфетах должен быть соответствующий инвентарь и приборы: щипцы, вилки, лопаточки.
5, Обслуживание в классах. В виде исключения (до организации столовой) по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией допускается обслуживание учащихся I — III классов завтраками п полдниками в классных комнатах. В этих случаях завтраки и полдники должны состоять из несложных блюд, которые легко порционируются и не требуют большого количества посуды. Завтраки и полдники доставляют в классы на лотках, в корзинах или на тележках. Парты (столы) по время завтрака следует накрывать индивидуальными салфетками учащихся.
При организации питания в классных комнатах должно быть выделено место для храпения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды.
Питание учащихся профессионально-технических училищ производится в столовых при училище или в столовых предприятий, в которых работают учащиеся.