date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Нормальное питание — это правильное составление пищевого рациона и соблюдение режима питания.

Режим питания, т. е. количество пищи и время ее приемов, имеет большое значение для здоровья.

Суточный рацион питания должен доставлять человеку все необходимые питательные вещества в определенных количествах. При этом должны быть обеспечены условия, способствующие максимальному их использованию в организме. Одним из таких условий является ограничение количества пищи, вводимой в один прием.

Большой объем пищи перегружает органы пищеварения и нарушает их нормальную функцию. От чрезмерного количества пищи желудок переполняется, стенки его растягиваются и теряют эластичность, секреция желудочного сока понижается. Плохо переваренная в желудке пища затрудняет работу кишечника, не все пищевые вещества успевают расщепиться в кишечнике до конечных продуктов. В связи с этим значительное количество питательных веществ, всосавшихся в кровь, не может быть в короткий срок использовано клетками и тканями организма. Часть их быстро разрушается и также теряется организмом.

Таким образом, потребляя большой объем пищи, организм не получает достаточного количества необходимых питательных веществ. Детям не следует давать в один прием много пищи и жидкости (по две тарелки супа, много чая и т. д.). Суточный рацион питания надо делить на несколько приемов.

Потребность организма в питательных веществах меняется в течение дня и зависит от характера работы и ее интенсивности.

Утром потребность организма в питательных веществах небольшая. Она повышается по мере того, как возрастают энергетические затраты организма. В связи с этим количество пищи распределяется следующим образом. Первый завтрак по калорийности должен составлять около 25% всего суточного рациона, второй завтрак — 15 — 20%, обед — 35 — 40% п ужин — 20%. При трехразовом питании на завтрак приходится 30%, на обед — 45 — 50%, на ужин — 20 — 25% суточного рациона. При четырехразовом питании пища усваивается до 82—84%, при трехразовом — до 75—76%.

Ослабленным детям с плохим аппетитом пищу надо принимать чаще и небольшими порциями, чтобы организм лучше усваивал питательные вещества. Вот почему в больницах, санаториях и детских оздоровительных учреждениях практикуется пятиразовое питание (первый и второй завтрак, обед, полдник, ужин).

Среди учащихся школ и школ-интернатов наиболее распространено четырехразовое питание, применяемое в двух вариантах в зависимости от того, в какой смене (первой или второй) занимается школьник. Занимающиеся в первую смену первый завтрак получают дома перед уходом в школу (7.30—8.00 ч), второй — в школе в виде горячей пищи, по возвращении домой из школы (15 — 16 ч) дети обедают, а затем ужинают (19 — 20 ч). Учащиеся второй смены первый завтрак получают дома в 8 ч, обед — перед уходом в школу в 12 — 13 ч, горячий полдник — в школе в 16 ч, ужин — дома в 19.30 мин.

В школе с продленным днем учащиеся обеспечиваются двухразовым питанием. Желательно, однако, трехразовое питание — завтрак, обед, полдник. Учащиеся первой смены получают горячий завтрак на перемене и обед после прогулки (14—14.30); учащиеся второй смены — обед (12—13 ч) и полдник.

Количество пищи дифференцируется в зависимости от возраста школьников. Так, старшие школьники по сравнению с младшими получают большее количество первого блюда и гарниров. В связи с этим выделяют две возрастные группы: к первой относятся учащиеся 7—11 лет (I — V классов), ко второй — старше 12 лет (учащиеся VI — X классов).

Учащиеся профессионально-технических училищ получают трехразовое питание. Их питание также должно быть дифференцированным с учетом характера учебно-производственной деятельности подростка, его возраста, пола, а также климатических условий.

Пищу следует принимать в определенное время, так как при этом вырабатывается условный рефлекс на время принятия пищи. Появляется чувство аппетита, свидетельствующее о подготовленности органов пищеварения к приему пищи. Пища, съеденная с аппетитом, лучше усваивается.

Между приемами пищи необходимо устанавливать интервалы в 3 — 4 ч, чтобы физиологическая функция желудка полностью восстановилась для очередного принятия пищи. Большие промежутки между приемами пищи могут привести к заболеваниям желудка. В то же время частые приемы пищи с небольшими интервалами ведут к переполнению желудка и потере аппетита.

Беспорядочное питание ухудшает усвоение пищи, нарушает работу органов пищеварения и снижает аппетит. Нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса.

Работа органов пищеварения во многом зависит от состояния нервной системы, поэтому для приема пищи необходимо создавать благоприятные условия. Обстановка должна быть спокойной, приятной, гигиеничной.