date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

В процессе жизнедеятельности человек расходует энергию, которая образуется в организме при окислении поступающих с пищей питательных веществ: белков, жиров, углеводов — и используется в виде химической, тепловой, механической и других видов энергии.

Образующаяся в организме энергия в конечном счете освобождается в виде теплоты. По количеству освобождаемой теплоты определяют энергетические затраты организма. Они выражаются в килоджоулях (кДж). Энергетическая ценность 1 г белков и 1 г углеводов равна 17,2 кДж, a 1 г жира — 38,96кДж. Зная содержание белков, жиров и углеводов, в суточном рационе питания можно определить соответствие его энергетическим затратам организма.

Энергия расходуется на работу внутренних органов (пищеварение, дыхание, сердечно-сосудистая система и др.) и на выполнение внешней работы (физической, умственной и т. д.). Даже во время сна расходуется энергия, которая необходима для работы сердца, легких, почек, дыхательных мышц и др. Такой минимальный уровень затрат организма составляет основной обмен. Основной обмен — это количество энергии, затрачиваемой человеком в единицу времени (сутки) в состоянии относительного покоя, натощак при нормальной температуре тела и температуре окружающей среды +18 — + 20 °С.

У мальчиков основной обмен выше, чем у девочек. При недостаточной функции щитовидной железы, гипофиза, половых желез основной обмен снижается, а при избыточной функции — повышается.

Объем энергетических затрат складывается из основного обмена п дополнительных расходов энергии. Чем тяжелее работа, тем больше энергии расходует организм. Умственная работа требует меньшего расхода энергии, чем физическая.

После приема пищи расход энергии увеличивается на 10%, при чтении вслух, разговоре сидя — на 20—30 %, при спокойной ходьбе — на 150 %, при интенсивной физической работе (плавание, пилка дров, бег и др.) — на 400—500 %. У школьников при выполнении домашних заданий и во время уроков расход энергии увеличивается на 20—50 %.

На энергетические затраты организма оказывают влияние сезонные и климатические условия. При снижении температуры окружающей среды потери тепла в организме увеличиваются, а процессы теплообразования усиливаются. Чем больше снижается температура, тем интенсивнее протекают процессы окисления белков, жиров и углеводов. При повышении температуры окружающей среды количество тепла, образующегося в организме, снижается, но не падает ниже величины основного обмена.

Чем интенсивнее осуществляются энергетические затраты, тем большее количество органических веществ разрушается и, следовательно, тем выше становится потребность организма в питательных веществах.