Закаливание школьников

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Одним из средств физического воспитания детей и подростков является закаливание с использованием естественных факторов природы.

Основная роль в механизме закаливания принадлежит центральной нервной системе. Под влиянием систематического воздействия на организм различных метеорологических факторов рефлекторные реакции постепенно становятся все более быстрыми и точными. Терморегуляционный аппарат при этом совершенствуется. При понижении температуры воздуха кровеносные сосуды кожи своевременно суживаются, отдача тепла уменьшается и сохраняется тепловой баланс организма. У незакаленных детей, привыкших к тепловому комфорту и не подвергавшихся закаливанию, при низкой температуре среды может произойти излишняя потеря тепла, что поведет к возникновению простудного заболевания.

Систематическое закаливание с использованием естественных факторов природы повышает обмен веществ, оказывает стимулирующее влияние на функции всего организма, увеличивает физическую и умственную работоспособность, снижает восприимчивость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Закаливание дает положительный эффект только при соблюдении следующих основных принципов: постепенности, систематичности, комплексности и учета индивидуальных особенностей детей и подростков.

При закаливании, особенно вначале, надо следовать принципу постепенности увеличения дозировки раздражителя: постепенно облегчать одежду весной, постепенно снижать температуру водных процедур, постепенно увеличивать продолжительность солнечных ванн и т. д. Закаливание приносит успех, если оно проводится систематически и постоянно. Начатые процедуры нельзя прерывать, перерыв в закаливании ликвидирует ранее достигнутые положительные сдвиги в организме. Закаливающие процедуры дают большой эффект, если они проводятся в комплексе, если используются все возможности повышения сопротивляемости организма: воздушные ванны объединяются с солнечными ваннами и купанием, обтирание — с воздушными ваннами в помещении. При этом школьники должны больше быть на свежем воздухе, не кутаться, чаще проветривать комнату, не бояться открытых окон и форточек. И последний принцип закаливания — учет индивидуальных особенностей детей и подростков. На одни и те же раздражители дети реагируют неодинаково. Для некоторых детей следует уменьшать дозировку процедур, временно заменять одни закаливающие процедуры другими, более легкими, изменять методику закаливания, повышать интерес к закаливанию и т. п.

Закаливание воздухом — прогулки, ходьба на лыжах, игра и работа на открытом воздухе — самый доступный и простой метод закаливания. Но основным способом закаливания воздухом для детей и подростков следует считать воздушные панны. Проведение воздушных ванн лучше начинать в теплые весенние и летние дни, в тени, при температуре воздуха не ниже +20 °C. Продолжительность первой воздушной ванны должна быть 5 — 15 мин, а затем время постепенно увеличивается, каждый раз на 5 —10 мин, и в зависимости от состояния ребенка доводится до 2 — 3 ч ежедневно. Наибольший эффект достигается при сочетании воздушных ванн с движениями. Движения способствуют общему физическому развитию и дают возможность принимать воздушные ванны при более низкой температуре, так как потеря тепла компенсируется усиленной выработкой его во время движения.

Воздушные ванны следует проводить в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей, на открытых верандах, террасах, под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу моря или реки. Одежда детей в первые дни приема воздушных ванн — майки, трусы, тапочки. Затем, когда дети привыкнут к этой процедуре, оставляют только трусики. При появлении у ребенка «гусиной кожи», дрожи и синюшности воздушную ванну рекомендуется прекратить. Зимой и осенью воздушные ванны можно проводить в комнате при обычной температуре воздуха (около +20 °С). Затем постепенно, открывая форточку, нужно снижать температуру воздуха в комнате, доводя ее до 13 — 14 °С.

Водные процедуры — обтирание, обливание, душ — прекрасные средства закаливания, которые дают эффективный и быстрый результат. Водные процедуры укрепляют нервную систему, усиливают обмен веществ, улучшают работу сердца и легких, а также благотворно действуют на психику: подростки становятся бодрыми, легкими в движении.

Вода, обладая большой теплоемкостью и теплопроводностью, отнимает с поверхности тела большое количество тепла и оказывает очень сильное действие на организм. Поэтому водные процедуры требуют крайней осторожности и постепенности, особенно при закаливании детей и подростков. К применению этого вида закаливания существует целый ряд противопоказаний (болезни, которыми дети страдают или перенесли в течение предшествующего года), поэтому водные процедуры проводят с разрешения врача. Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, которая сводится к незначительному смачиванию тела водой и последующему энергичному растиранию. В помещении, где проводится обтирание, температура воздуха должна быть не ниже 18 — 20 °С, температура воды вначале не менее 30 — 32 °С, а затем ее ежедневно снижают на 0,5 — 1 °С, доводя до 16 — 18 °С. Общая длительность влажного обтирания обычно не должна превышать 2 — 3 мин.

Иногда дети и подростки не любят обтираться, но с удовольствием обливаются. Вода для обливания должна быть теплее, начинать надо с температуры +33 — 32 °С и постепенно доводить ее до +20 °С. Длительность обливания не превышает 1 — 2 мин. Как и обтирание, обливание заканчивается энергичным растиранием полотенцем до покраснения.

Душ сочетает термические и механические раздражения, поэтому является эффективным средством воздействия на организм. Продолжительность душа — 1—5 мин. Начинают с температуры воды 30 — 32 °С, постепенно доводя ее до 21 — 22 °С, снижая температуру воды на 0,5 — 1 °С каждые 2—3 дня.

Прекрасным средством закаливания являются ножные ванны. Всем известно, что охлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям. Поэтому полезно приучать ноги к воздействию низ­кой температуры при помощи ножных ванн. Можно обливать ноги из кувшина или погружать их в таз с водой, так, чтобы уровень воды доходил до середины голени. Температура воды для первой ножной ванны должна составлять для младших школьников +25 °С, а для старших +18 − 16 °С, а затем постепенно каждые 1— 2 дня снижаться до +15 − 10 °С.

Купание в открытых водоемах при правильной организации оказывает на организм детей и подростков многостороннее воздействие: укрепляет мускулатуру, совершенствует функциональные воз­можности легких и сердечно-сосудистой, системы, усиливает обмен веществ, повышает работоспособность и сопротивляемость к простудным заболеваниям.

Купание детей требует большого внимания, осторожности и непрерывного наблюдения взрослых. Если дети отдыхают на реке, то следует обратить внимание на то, нет ли выше по течению животноводческих ферм, фабрик, заводов, загрязняющих отходами воду. Желательно, чтобы берег в месте купания детей был пологим, песчаным, чистым, чтобы течение реки было спокойным, а глубина небольшой.

Начинать купание нужно в тихий, солнечный день при температуре воздуха и воды не менее 22 °С. В дальнейшем, когда дети привыкнут к купанию, можно не прерывать его и в более прохладную погоду — при температуре воздуха 18 — 16 °С. Лучшее время для купания — от 9 до 11 ч утром и от 16 до 18 ч днем. Не следует купаться натощак или сразу после еды. Перед купанием рекомендуется в течение 15 — 20 мин принять воздушную ванну в тени. Первое купание должно продолжаться 2 — 4 мин. Если ребенок после купания озяб, посинел, покрылся «гусиной кожей», значит, купание было слишком долгим. Если ребенок хорошо переносит купание, продолжительность его может быть увеличена до 10 — 15 мин, особенно для детей, умеющих хорошо плавать.

При организации купания в открытых водоемах необходимо предупредить возможность несчастных случаев. В присутствии двух взрослых одновременно в воде могут находиться 6 — 8 детей. При несчастном случае необходимо без промедления вытащить пострадавшего из воды, освободить его органы дыхания от воды, тины, слизи и приступить к искусственному дыханию.

Закаливание солнцем оказывает благотворное влияние на целый ряд функций организма (обмен веществ, состав крови, барьерные функции кожи и сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям), способствует образованию в организме витамина D. В результате повторного действия солнечных лучей появляется загар. Однако не следует стремиться во что бы то ни стало загореть как можно скорее и сильнее. При неумеренном пребывании на солнце его лучи оказывают вредное влияние на организм. Они ухудшают состояние сердечно-сосудистой системы. Дети и подростки делаются раздражительными, капризными, сон их становится неспокойным. Результатом чрезмерного воздействия солнечных лучей являются ожог кожи, тепловой или солнечный удар.

При организации солнечных ванн необходимо соблюдать следующие правила:
1. Первые 2 — 3 дня длительность солнечной ванны должна составлять 2 мин (по 1 мин на спине и животе).
2. Каждые 2 — 3 дня продолжительность солнечной ванны увеличивается на 2 мин, максимальная продолжительность солнечной ванны 20—30 мин для младших школьников и 45 мин — 1ч для старших.
3. Лучшее время для приема солнечных ванн в средней полосе — с 10 до 12 ч, а в южных районах — с 9 до II ч.
4. Нельзя загорать натощак и сразу после еды — промежуток между завтраком и приемом солнечной ванны должен составлять 1,0 — 1,5 ч.

Необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей, чтобы в случае необходимости сократить время их пребывания на солнце, а в отдельных случаях временно заменить солнечные ванны воздушными. В случае жалоб детей и подростков на головную боль, усталость, нервное возбуждение, бессонницу проведение солнечных ванн должно быть прекращено.

Противопоказаны солнечные ванны детям, больным туберкулезом, с заболеваниями сердца, с повышенной возбудимостью, сильно истощенным и страдающим рядом других заболеваний. Поэтому прием солнечных ванн может быть разрешен только после тщательного медицинского обследования.

Во время солнечных ванн следует постоянно заботиться о защите головы ребенка от перегревания. Голову желательно держать в тени — под зонтиком или тентом. Хороша для этой цели соломенная шляпа с широкими полями. Косынки и повязки плотно облегающие голову, нецелесообразны.