Спорт как форма физического воспитания школьников

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Одним из важнейших средств физического воспитания учащихся является спорт, способствующий укреплению здоровья, физическому совершенствованию, позволяющий достигнуть высокой работоспособности и хороших спортивных результатов. Спорт развивает такие ценные физические и моральные качества, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, а также настойчивость, решительность, смелость, чувство товарищества. Спорт оказывает благотворное слияние на функции всех органов и систем. У детей, занимающихся спортом, совершенствуются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, увеличивается масса мышц, формируется правильная осанка. В школьные годы ребенку нужно помочь выбрать вид спорта, наиболее полно соответствующий его индивидуальным особенностям.

При выборе вида спорта прежде всего нужно исходить из состояния здоровья, физического развития и возраста ребенка. Такие виды спорта, как лыжи, коньки и плавание, для большинства школьников считаются наилучшими. Движения лыжника, пловца, конькобежца вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоническому развитию организма. Систематически заниматься конькобежным спортом можно с 11—12 лет, лыжным — с 10—11, плаванием — с 7—8 лет. Подростку можно рекомендовать занятия в секциях легкой атлетики (с 10—11 лет), спортивной гимнастики (с 10—II лет), спортивных игр (волейбол — с 11 лет, баскетбол — с 10—11 лет, теннис — с 8 лет).

Учитывая, что подростки нередко переоценивают свои возможности, их нужно предостеречь от занятий недоступными для них видами спорта. Чрезмерное увлечение тяжелой атлетикой, например, угнетает рост, злоупотребление велосипедной ездой может вызвать сутулость и другие нарушения осанки, особенно у физически слаборазвитых детей.

Основная задача спортивной секции — всестороннее физическое развитие подростка. Детям вредна спортивная специализация, т. е. занятия только одним видом спорта. Каждый школьник неза­висимо от того, в какой секции он занимается, должен кататься на коньках, ходить на лыжах участвовать в подвижных и спортивных играх.

Увлечение спортом учащиеся должны сочетать с хорошей учебой в школе, чтением художественной литературы и другими занятиями, повышающими общий культурный уровень. Общий объем нагрузок в каждом виде спорта определяется в зависимости от возраста учащегося, его функциональных возможностей и спортивного мастерства. Длительность тренировок устанавливается тренером с учетом всех этих данных.