Физкультурные паузы

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Одним из важнейших условий предупреждения раннего утомления и сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня является проведение физкультурных пауз, после которых улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, что выражается в повышении подвижности нервных процессов.

Наиболее рациональное время проведения физкультурной паузы для учащихся младшего школьного возраста — конец каждого урока, в для средних и старших учащихся — конец 3-го урока. Комплекс физкультурных пауз для учащихся младшего школьного возраста включает три упражнения, на выполнение которых затрачивается 1—2 мин. Для учащихся V—X классов физкультурные паузы должны быть более продолжительными (около 4 мин) и включать 7—8 упражнений.

Физические упражнения должны быть разнообразными, в выполнении их должно участвовать как можно большее количество мышечных групп. Начинается физкультурная пауза с ходьбы на месте и упражнения типа потягивания с подниманием рук вверх и глубоким дыханием. Затем выполняются два упражнения для туловища (наклоны и повороты) и одно упражнение для ног (приседание). Закончить физкультурную паузу учащиеся должны глубоким дыханием с отведением плеч назад и сближением лопаток. Нагрузка к концу выполнения комплекса постепенно снижается, что дает возможность сразу же после физкультурной паузы приступить к учебной работе в спокойном, а не возбужденном состоянии.