Гигиеническое значение утренней гимнастики и правила ее проведения

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Утренняя гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность. Через 2—3 месяца регулярных гимнастических занятий у детей увеличивается сила мышц, повышаются функциональные возможности сердца и легких, улучшается осанка, ребенок становится более ловким. Гигиеническая утренняя гимнастика имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке таких качеств, как воля и настойчивость.

Сложность комплекса упражнений зависит от возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья ребенка. Для детей младшего школьного возраста утренняя гимнастика включает 5—6 упражнений, а для среднего и старшего — 8—10 упражнений. Каждые две недели комплекс следует усложнять. Детям с ослабленным здоровьем нагрузку надо повышать постепенно.

Утреннюю гимнастику проводят тотчас после подъема, в хорошо проветренной комнате, в легком костюме: мальчики — в трусах, девочки — в трусах и майке. Трудность упражнений нарастает в середине зарядки, а к концу постепенно снижается. Необходимо приучать школьников не растягивать зарядку и не проводить ее наспех, в общей сложности она должна занимать 10—15 мин. По окончании зарядки рекомендуются водные процедуры: обтирание, обливание или душ.

Преподаватели физической культуры и классные руководители совместно с родителями должны вести большую работу по пропаганде утренней гимнастики, проводить беседы о ее значении, давать советы по ее проведению, помогать ученикам в составлении комплексов упражнений.

Кроме утренней гимнастики, учащиеся всех классов должны выполнять комплекс физических упражнений перед началом занятий в школе. Эта гимнастика не может быть заменена утренней, поскольку цель и задачи ее иные. Гимнастика до занятий в школе способствует более быстрому включению в работу на уроках, сохраняет работоспособность в течение всего учебного дня. При хорошей погоде, когда температура наружного воздуха не ниже +10 °С, гимнастику перед уроками желательно проводить на школьном участке.

Для каждой возрастной группы (I и II, III и IV, V и VI, VII и VIII, IX и X классы) учитель физкультуры и врач составляют комплексы упражнений. При проведении гимнастики перед занятиями учи­теля должны следить за осанкой и дыханием детей, за правильностью выполнения движений.