Физическое воспитание и его значение

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Физическое воспитание в СССР обязательно для всех учащихся. Оно ставит перед собой оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются комплексно. Физическое воспитание способствует правильному гармоническому развитию детей и подростков, укреплению их здоровья, воспитанию активных строителей и защитников социалистического общества. Физическое воспитание является частью коммунистического воспитания.

Все средства физического воспитания разделяются на две группы. Первая группа — это различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах. Ко второй группе, кроме соблюдения режима дня и правил личной гигиены, относится закаливание на основе использования природных факторов.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта» (1981) подчеркивается, что общеобразовательные школы и ПТУ должны прививать учащимся необходимые знания и навыки по физической культуре, массовым видам спорта и на этой основе обеспечивать всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей и подростков.

Основой советской системы физического воспитания является Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, полностью учитывающий требования сегодняшнего дня и задачи физического воспитания
подрастающего поколения. В этом комплесе ГТО для детей и подростков предусмотрены три ступени: I ступень — «Смелые и ловкие» — для мальчиков и девочек 10—13 лет. Задачи ступени − формирование у детей сознательного отношения к занятиям физкультурой, развитие основных физических качеств и жизненно важных умений и навыков, выявление спортивных интересов. II ступень — «Спортивная смена» — для подростков 14—15 лет. Задачи ступени — дальнейшее совершенствование физической подготовленности подростков и овладение прикладными двигательными навыками. III ступень — «Сила и мужество» — для юношей и девушек 16—18 лет. Задачи этой ступени — совершенствование физической подготовленности молодежи, необходимой для последующей трудовой деятельности и службы в Вооруженных Силах СССР.

Каждая ступень состоит из двух разделов. Первый раздел — теоретические знания, которыми должны овладеть дети и подростки. Второй раздел включает нормы для сдачи. Дети и подростки, выполнившие требования и нормы I, II. III ступеней комплекса ГТО, в зависимости от их трудности награждаются золотым или серебряным значком. Получение значка не является самоцелью, главное — это подготовка к сдаче нормативов ГТО, т. е. планомерная тренировка, способствующая укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Значение физической культуры в жизни школьника трудно переоценить. Установлено, что систематические занятия физическими упражнениями и каким-либо видом спорта благоприятствуют физическому развитию детей и подростков Все основные показатели физического развития: рост, масса тела и окружность грудной клетки — у юных спортсменов выше. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, погодовая прибавка массы, роста, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Наряду с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, более экономичной становится работа органов дыхания. Возрастающая во время физических нагрузок потребность организма в кислороде у тренированных обеспечивается благодаря увеличению глубины дыхания, а у нетренированных — за счет увеличения его частоты. Физические упражнения активизируют обмен веществ, улучшают усвоение питательных веществ. Физическая культура способствует воспитанию таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота. Дети, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, быстрее бегают, выше и дальше прыгают. Занятия физическими упражнениями способствуют воспитанию у детей активности, инициативы, решительности, настойчивости.

Известно, что ежедневные правильно выполняемые физические упражнения положительно влияют на высшую нервную деятельность. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом повышается сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов в коре головного мозга. Здоровые, закаленные, физически развитые дети, как правило, лучше воспринимают учебный материал, мало пропускают ванятия в школе из-за простудных заболеваний.

Научно-технический прогресс, интенсификация учебного процесса в школе и дома, все растущий объем информации снижают двигательную активность детей и подростков. Термин «двигательная активность» обозначает сумму движений, выполняемых человеком на протяжении суток. Услонно они могут быть разделены на организованные (физические упражнения на уроках физкультуры, на тренировке, во время производственного обучения и т. д.) и неорганизованные, или произвольные (самостоятельные игры, прогулки, самообслуживание и т. д.). Ограничение подвижности — гипокинезия — влияет на рост и развитие, на состояние здоровья и физическую дееспособность школьников. Гипокинезия ведет к ухудшению деятельности сердечнососудистой системы и органов дыхания, замедляет обмен веществ. Она оказывает пагубное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность и способствует возникновению раннего утомления.

Влияние гипокинезии на детский организм зависит от степени дефицита движений и от его длительности. У школьников с двигательной активностью в 2—3 раза ниже гигиенической нормы выявлен комплекс расстройств, затрагивающих двигательный аппарат, обменные процессы, иммуно-биологическуго резистентность и работоспособность организма. Этот комплекс назван гиподинамией.

Движения — насущная биологическая потребность растущего организма; ребенок развивается правильно только тогда, когда удовлетворяется его потребность в движении. В гигиеническом отношении суточная двигательная активность может быть оценена по количеству шагов, соотношению динамического и статического компонентов в режиме дня (в процентах) и по времени, затраченному на выполнение отдельных физических упражнений. Для школьников разного возраста и пола биологическая потребность в движениях различна. Примерная гигиеническая норма суточной двигательной активности для детей и подростков представлена в табл. 4.
Гигиеническая норма суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте (А. Г. Сухарев)Гигиеническая норма двигательной активности ограничена максимально допустимой величиной, за пределами которой двигательная активность становится избыточной и теряет оздоровительный эффект. Пониженной суточная активность считается в том случае, если дефицит движений достигает 50% и более по отношению к уровню возрастной потребности. Причинами гипокинезии детей и подростков является неудовлетворительная постановка физического воспитания в школе и дома, рост учебной нагрузки, снижение доли физического труда в быту и неблагоприятные климатические условия.

Правильный двигательный режим школьника включает достаточный объем физического труда, прогулки, ходьбу, подвижные игры во время перемен в школе и во время досуга, утреннюю гимна­стику, гимнастику до начала учебных занятий в школе, физкультурные паузы во время уроков, уроки физической культуры, занятия спортом, участие в туристических походах и экскурсиях. Установлено, что физкультурная пауза, проводимая на уроках, позволяет школьнику совершить 150—200 движений, а в отдельных случаях во время нее может быть реализовано 6% суточной нормы движений. Игровая деятельность школьников на одной малой перемене позволяет выполнить от 300 до 600 движений, а на большой — от 600 до 1200 движений.

Благоприятное влияние физических упражнений на организм детей и подростков может быть достигнуто только при постоянном врачебном контроле. В начале учебного года на основании данных углубленного медицинского осмотра школьный врач распределяет всех учащихся на медицинские группы физического воспитания: основную, подготовительную, специальную. К основной группе относятся школьники здоровые, а также дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, преимущественно функционального характера. Обязательное условие для занятий в этой группе — определенная физическая подготовка детей, приобретенная в результате предыдущих занятий физическими упражнениями.

Подготовительную группу составляют учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья или здоровые, но без достаточной физической подготовки. Школьники основной и подготовительной групп занимаются на уроках физкультуры вместе, но для детей и подростков, отнесенных к подготовительной группе, вводятся некоторые ограничения, особенно в упражнениях на снарядах, в беге и прыжках; им противопоказаны длительные походы и упражнения, требующие значительного усилия. Эти дети и подростки для улучшения физического развития нуждаются в дополнительных занятиях, повышении двигательной активности. С ними следует организовывать подвижные игры на переменах и дополнительные занятия во внеклассное время в секциях общей физической подготовки.

К специальной группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, так называемые ослабленные дети, у которых наблюдается выраженное отставание в физическом развитии, сочетающееся с отклонениями в состоянии здоровья (патология сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пр.). Для детей этой группы занятия организуют по специальной программе, занимаются они во внеклассное время 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза по 30 мин. Утренней гимнастикой и физкультурными паузами они могут заниматься вместе с другими детьми.

В некоторых случаях в зависимости от состояния здоровья школьника врач назначает курс лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика строго дозируется врачом и проводится по его рекомендации под наблюдением специалистов по физическому воспитанию.