Гигиена сельскохозяйственного труда школьников

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Участие школьников в сельскохозяйственном труде при правильной организации работ и соблюдении отвечающего гигиеническим требованиям режима труда и отдыха оказывает оздоравливающее влияние, на их организм. Сельскохозяйственные работы проводятся на свежем воздухе, они связаны с многообразными движениями и потому способствуют закаливанию и физическому развитию подростков.

Учащиеся общеобразовательных школ с 11-летнего возраста проходят производственную практику на учебно-опытных участках, в колхозах и совхозах. Школьники средних классов могут выпол­нять садово-огородные и полевые работы, такие, как обработка почвы, посадка огородных культур и кустов, прополка, прореживание, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов.

Учащиеся старших классов выполняют работы в соответствии с практикумом по трактороведению, овощеводству, полеводству, животноводству, агрохимии.

Привлекать к сельскохозяйственным работам, предусмотренным учебной программой, можно только учащихся с достаточной физической подготовкой. Девушкам необходимо ограничить выпол­нение работ, связанных с чрезмерным мышечным напряжением, большой статической нагрузкой, резким сотрясением. Учащиеся должны работать отдельно от взрослых под руководством педагогов и опытных инструкторов.

Изучение почасовой динамики физиологических функций учащихся во время работы в сельском хозяйстве показало, что длительность ежедневной работы не должна превышать для учащихся V−VI классов 3 ч, VII−VIII — 4 ч, IX—X — 6 ч.

Труд учащихся V—VI классов необходимо чередовать с короткими 5-минутными перерывами через каждые 25—30 мин работы. Для учащихся VII—X классов рекомендуется устраивать перерывы через каждые 30 мин работы на 10 мин. Кроме того, для учащихся старших классов целесообразно через 3 ч работы делать часовой перерыв для приема пищи и отдыха.

Место для отдыха необходимо оборудовать близко от места работы в тени деревьев или специальных навесов и тентов. Здесь же должна храниться в специальных бачках кипяченая вода для питья и доброкачественная колодезная или речная вода для мытья рук и лица.

Весной и летом в самые жаркие часы следует делать перерыв в работе. Работу нужно начинать в 8.00, днем устраивать перерывы и вновь приступать к ней после 16 ч, когда жара спадет. В южных районах работу следует начинать раньше (6—7 ч), а после перерыва возобновлять ее после 17 ч. Для предупреждения солнечного удара во время полевых работ учащимся необходимо надевать светлый головной убор.

Выполнение многих сельскохозяйственных работ связано с вынужденной позой, что ведет к одностороннему напряжению мышц тела, снижению уровня насыщения крови кислородом и быстрому утомлению. Чтобы избежать этого, следует переключать учащихся с одного вида сельскохозяйственных работ на другой. Так, работы, выполняемые в согнутом положении тела (прополка, сбор овощей), следует чередовать с работой, которая дает возможность выпрямиться и двигаться (переноска овощей, воды, поливка и т. п.).

Место работы должно быть недалеко от места жительства школьников. Если место работы расположено более чем в 3 км от жилья, необходимо подвозить учащихся к месту работы и обратно.

Существенное значение имеет соответствие садово-огородного инвентаря росту и физическим возможностям школьников. Емкость леек и ведер, которыми пользуются учащиеся для переноски воды и поливки овощей, не должна превышать 4—6 л. Лопаты, грабли и мотыги применяют таких размеров, чтобы ученик мог подобрать инструмент по росту. Переносимые тяжести для учащихся 11—13 лет не должны превышать 3 кг, 14 лет — 5 кг, для юношей 15, 16, 17 и 18 лет соответственно 8,2, 12,0, 16,4 кг, а для девушек этих же возрастов — 5,0, 8,0, 9,0 и 10,2 кг. Работы по переноске тяжестей не должны составлять 1/3 общей продолжительности работы.

Учащихся средних школ можно привлекать к общественно полезному труду в летнее время сверх объема, предусмотренного учебной программой. С этой целью организуют производственные ученические бригады.

В ученические производственные бригады включают учащихся старших классов. Их допускают только к тем видам сельскохозяйственного труда, которые не отнесены к числу запрещенных для лиц, не достигших 18 лет. До начала работы все члены ученической бригады должны обязательно пройти медицинский осмотр. Без разрешения медицинской комиссии к работе в сельском хозяйстве не может быть привлечен ни один школьник.

Работа девушек на сельскохозяйственных машинах нецелесообразна из-за особенностей женского организма. Юноши к работе на сельскохозяйственных машинах допускаются в возрасте не моло­же 17 лет при следующих условиях: 1) разрешение медицинской комиссии; 2) согласие рабочего комитета; 3) наличие удостоверения на право вождения трактора.

Одной из актуальных проблем является нормирование труда подростков в соответствии с их возрастными физиологическими возможностями. Все виды сельскохозяйственных работ малой и средней трудности (прополка, уборка урожая) нормируются одинаково для юношей и девушек из расчета 60% (в 16—17 лет — 70—75%) почасовой нормы выработки колхозников. К работе большой трудоемкости (окапывание деревьев) школьников 14—15 лет привлекать нельзя. Для 16—17-летних подобные работы нормируют из расчета 60% почасовой нормы взрослых. Каждый член ученической бригады выполняет работу в том ритме и темпе и с той плотностью рабочего времени, которые соответствуют его функциональным возможностям, обусловленным не только возрастно-половыми особенностями, но и степенью тренированности. Поэтому не следует требовать высокой плотности рабочего времени, препятствуя микропаузам, коротким, 1,5—2-минутным перерывам, которые обычно делают учащиеся, а также навязывать им темп работы. Навязанный темп работы оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние организма, способствуя возникновению утомления в более ранние сроки.

Примерный режим для ученических производственных бригадРежим дня должен быть организован с учетом всех гигиенических требований.

Кроме рационального чередования труда и отдыха, в режиме дня предусмотрена производственная гимнастика в середине работы в утренние часы. Производственная гимнастика состоит Примерный режим дня ученических производственных бригадиз 8—10 упражнений, выполнение которых связано с работой различных групп мышц.

Учитывая значительные затраты энергии на сельскохозяйственных работах, школьников необходимо обеспечить полноценным питанием. В целях предупреждения пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний продукты нужно привозить в специальной таре и хранить в холоде.

Не менее важен при сельскохозяйственных работах питьевой резким, особенно в жаркую погоду, когда человек с потом теряет много воды и стремится возместить потери питьем. Употребление обычной води не удовлетворяет жажду и ведет к нарушению водно-солевого обмена, так как с потом выделяется поваренная соль. Следует пить подсоленную воду (0,5%-ный раствор), которая поддерживает нормальный водно-солевой обмен, уменьшает жажду, потение, улучшает самочувствие и таким образом повышает производительность труда.