Гигиена производственного обучения учащихся старших классов

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Производственное обучение учащихся старших классов общеобразовательной школы проводится в форме трудовых производственных практикумов, которые организуются в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Эти комбинаты включают в себя различные цехи: слесарный, швейный, радиомонтажный, электромонтажный и др.

Режим труда учащихся должен отличаться от режима работы взрослых рабочих. Оптимальная длительность рабочего дня подростка до 16 лет составляет 4 ч, а для 16—18-летних — 6 ч. Работа учащихся разрешается только в утреннюю или дневную смену с не очень ранним началом (8.00—8.30) и не слишком поздним окончанием (не позднее 21 ч), с тем чтобы у подростков не нарушался выработанный с годами привычный режим дня.

Режим труда подростков должен отличаться от режима труда взрослых рабочих. На первом году производственного обучения после каждых 45—50 мин работы рекомендуется устраивать 10-минутные перерывы; на втором году за весь рабочий день устраиваются три перерыва, а на третьем году — два. В середине рабочего дня вводится большой перерыв на 30—60 мин для отдыха и обеда. Во время этого перерыва полезно проводить производственную гимнастику, необходимую для сохранения высокой работоспособности.

Однообразная работа вызывает у подростков большее утомление, чем работа, сопровождающаяся сменой операций. Режим труда, основанный на смене операций, менее утомителен и должен быть предусмотрен при производственных заданиях. Однообразная работа оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность, вызывает излишнее напряжение отдельных групп мышц, ограничивает дыхательные движения. Необходимо вырабатывать у подростков навыки правильного положения на рабочем месте. Правильная поза облегчает выполнение рабочей операции, усвоение трудовых навыков и создает условия для более экономного расходования энергии, нормальной работы внутренних органов, формирует правильную осанку.

В гигиенической характеристике режима труда учащихся важная роль принадлежит плотности рабочего времени, под которой понимают отношение времени, фактически использованного для работы, к общей продолжительности рабочего времени. Изучение организации труда подростков на металлообрабатывающих и текстильных производствах позволяет считать плотность рабочего времени в пределах 65—80% оптимальной для учащихся 16—18 лет. Низкая (10—40%) плотность рабочего времени, вызванная отсутствием сырья, постоянного места работы или иными причинами, не менее утомительна для подростков, чем насыщенная работа.

Рациональный режим труда и отдыха не может быть обеспечен без организации благоприятных условий внешней производственной среды, соответствующих действующим нормам и требованиям (освещенность, микроклимат, шумовой фактор и т. п.).

Советским законодательством запрещена работа подростков в целом ряде так называемых вредных цехов. Так, например, не разрешается использовать труд подростков, не достигших 18-летнего возраста, на работах, связанных с приготовлением красок и раствора хлорной извести, сортировкой тряпья, бумаги, немытой шерсти, первичной обработкой льна, волос, шерсти, кожи, щетины, производством искусственных волокон. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, категорически запрещаются работы, связанные с токсическими веществами. Запрещаются также все подземные работы, работы по добыче и обработке камня, по химической обработке металла, ручной набор в типографии, работа в горячих цехах, работа, связанная с электрическим током напряжением свыше 500 В и др.

В период производственнрй практики при работе на заводах и фабриках на подростков оказывает отрицательное влияние целый ряд производственных факторов. Так, повышенная температура воздуха, влажность, интенсивное тепловое излучение, запыленность вызывают у подростков более выраженные физиологические сдвиги по сравнению со взрослыми рабочими (учащение пульса, повышение температуры тела и уменьшение его массы). Длительная работа в условиях высокой температуры приводит к стойким изменениям нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта. Работа в условиях пониженной температуры вызывает неблагоприятные сдвиги в организме, связанные с охлаждением и нарушением процессов теплорегуляции.

Особенно неблагоприятное влияние на организм подростков оказывают шум и вибрация. При воздействии шума чаще всего возникают функциональные отклонения слуха и вегетативной нервной системы. При выраженном воздействии производственного шума у подростков чаще, чем у взрослых, может возникнуть неврит слухового нерва. Шум снижает общую работоспособность и сопротивляемость организма.

В производственных условиях шум нередко сочетается с вибрацией, вызванной работой двигателей, электрических машин, пневматических инструментов. Расстройства, вызываемые действием производственной вибрации, называются вибрационной болезнью; при ней наблюдаются изменения центральной нервной системы и кровеносных сосудов. У больных вибрационной болезнью отмечаются го­ловные боли, бессонница, невротические явления. Работа в условиях воздействия вибрации существующим законодательством подросткам запрещена. Однако при производственном обучении в ПТУ во время освоения некоторых профессий металлообрабатывающей промышленности они могут подвергаться воздействию вибрации, поэтому педагоги должны быть знакомы с ее влиянием на организм подростков хотя бы в общих чертах.

На многих производствах в воздухе рабочих зон и помещений отмечается значительное содержание пыли. Патологическое влияние пыли на организм зависит от ее физико-химических качеств и концентрации в воздухе. К так называемым пылевым относится большинство профессий по добыче и обработке горнорудных пород, на обогатительных фабриках, текстильных производствах и др. При организации производственной практики учащихся школ и ПТУ на производствах, характеризующихся высоким содержанием пыли, необходимо принимать меры для уменьшения этого влияния (пользование респираторами, пылезащитными очками и пр.).