Сон и его гигиеническая организация

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Регулярная смена сна и бодрствования — основное условие нормальной жизнедеятельности организма. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, предохраняет клетки коры головного мозга от чрезмерного напряжения, предупреждает переутомление. Для обеспечения нормального, достаточно глубокого и крепкого сна необходимо соблюдать некоторые гигиенические условия.

Одним из основных условий полноценного сна является его продолжительность, которая зависит от возраста детей. Дети 7 лет должны спать не менее 12 ч в сутки, 8—9 — 10,5—11,0 ч, 10 — 10,0— 10,5 ч, 11—12 — 10 ч, 13—15 — 9,5 ч, 16—18 — 8,5 ч. Сокращение продолжительности сна оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы школьников — нарушаются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, взаимодействие между первой и второй сигнальными системами, снижается скорость выработки условных рефлексов, понижается вегетативная реактивность организма. При недосыпании резко снижается работоспособность. Так, уменьшение продолжительности сна у учащихся старших классов до 7,5—8,0 ч снижает работоспособность на 30% по сравнению с работоспособностью при продолжительности сна 8,5 ч. Уменьшение продолжительности сна влияет и на поведение учащихся: они становятся раздражительными, невнимательными, у них ухудшаются память и другие психические функции.

Потребность в сне зависит не только от возраста, но и от состояния здоровья школьников. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, выздоравливающие после острых заболеваний, с низким уровнем физического развития, быстро утомляющиеся, должны спать более продолжительное время, чем здоровые дети. Таким детям рекомендуется часовой дневной сон, желательно на открытом воздухе.

Необходимо вырабатывать у школьников привычку ложиться и вставать в одно и то же время. Это ведет к образованию условного рефлекса на время. Если ученик в одно и то же время перед сном умывается, моет ноги, чистит зубы, это вызывает условно-рефлекторное торможение в коре головного мозга и способствует быстрому засыпанию.

Полноценный сон характеризуется не только определенной продолжительностью, но и глубиной. Достаточно продолжительный, но поверхностный, часто прерывающийся сон не обеспечивает хорошего отдыха организму. Непосредственно перед отходом ко сну следует избегать напряженной умственной работы, чтения книг, вызывающих тяжелые переживания, шумных игр, связанных с резкими движениями. Время перед сном целесообразно использовать для прогулки на свежем воздухе в течение 15—20 мин. Не следует допускать, чтобы дети ужинали непосредственно перед отходом ко сну. Ужин должен быть легким и проводиться за час до отхода ко сну.

Спокойному и глубокому сну способствует прохладный воздух, поэтому спать детям надо в хорошо проветренных помещениях с постоянной сменой воздуха. В помещении, где спит ребенок, следует устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игра на музыкальных инструментах, радио, телевизор.