Принципы организации режима дня в среднем ПТУ

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Особенностью режима дня среднего профессионально-технического училища является сочетание обучения общеобразовательным предметам и обучения профессии как в училище, так и на производстве. Это ведет к значительному увеличению недельной нагрузки (до 41—42 ч). Сочетание среднего и специального технического образования предъявляет повышенные требования к организму подростков и к отдельным его системам. То обстоятельство, что средние ПТУ получили в настоящее время широкое распространение и охватывают огромное количество юношей и девушек, делает вопрос об изыскании средств преодоления двойной нагрузки актуальным.

Улучшение функционального состояния организма, в частности работоспособности, может быть обеспечено не только уменьшением суммарной продолжительности учебной работы и труда на производстве и увеличением продолжительности отдыха, но и изменением продолжительности периодов непрерывной работы и отдыха внутри ежедневного и недельного трудовых циклов. В основу обучения, труда и отдыха учащихся средних ПТУ должен быть положен принцип чередования теоретических и практических занятий с достаточно продолжительным отдыхом.

Гигиенически наиболее рациональным и правильным является чередование практических занятий на производстве с учебными занятиями в течение дня, а в отдельные дни недели только теоретиче­ских или, наоборот, производственных занятий. Так, на первом году обучения 15—16-летним подросткам устанавливается 7-часовая ежедневная нагрузка. Она должна состоять из 3 ч теоретической и 4 ч практической деятельности в учебных цехах. Между теоретическими и практическими занятиями — часовой перерыв для обеда и отдыха. При такой организации теоретические занятия должны предшествовать практическим. В этом случае обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания работоспособности на высоком уровне и предупреждения раннего утомления и переутомления. Число дней исключительно теоретических занятий целесообразно сводить до минимума, такие дни необходимо чередовать с днями сочетания двух видов деятельности.

Если невозможно проведение теоретических и практических занятий в один день, дни производственной практики должны чередоваться с днями теоретических занятий. Совершенно недопустимо в дни теоретических занятий проводить по 8 уроков (по 45 мин каждый с 5-минутной переменой). Введение 5-минутной перемены возможно только при условии сокращения урока до 35 мин и проведения занятий по схеме: через каждые 70 мин занятий (сдвоенные уроки) перемена по 10 мин.

В дни и часы, когда работоспособность учащихся ПТУ наивысшая, следует проводить наиболее трудные занятия, а на конец недели оставлять предметы относительно легкие. В середине учебного дня предусматривается большой перерыв для приема пищи, отдыха, подвижных игр на свежем воздухе, длительность его 45—60 мин. Такой обеденный перерыв существенно восстанавливает работоспособность подростков.

Опыт показал, что уроки, проводимые после правильно организованного часового перерыва, достаточно эффективны и проходят при удовлетворительной работоспособности учащихся.

В каждом ПТУ учебное и производственное обучения организуются применительно к конкретным условиям. Но независимо от специфики производственного обучения режим любого ПТУ обяза­тельно предусматривает не менее чем 8-часовой сон.