Гигиенические требования к расписанию уроков

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Для предупреждения резкого падения работоспособности учащихся в течение учебной недели и учебного дня, для профилактики раннего утомления и переутомления большое значение имеет распорядок занятий в школе, правильное распределение уроков в течение дня и недели. При составлении расписания уроков в первую очередь необходимо принимать во внимание соответствующую возрастным возможностям детей и подростков продолжительность учебного дня и учебной недели. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга учащихся и высокий уровень работоспособности.

В соответствии с декабрьским постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) установлена предельная учебная нагрузка школьников: в I—III классах — 24 ч, в IV — 27 ч, в V—VII — 29 ч, в VIII — 30 ч, в IX—X (XI) — 32 ч в неделю. Кроме того, в старших классах, начиная с VII, проводятся факультативные занятия. Количество их не должно превышать в VII классе 1 ч, в VIII — 2 ч, а в IX и X — 4 ч в неделю. Эти занятия рекомендуется проводить в дни, когда учебная нагрузка относительно небольшая, и не сразу после уроков, а после перерыва, в течение которого школьники обедают и отдыхают.

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели. Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуются их нарастанием с момента пробуждения до 11—12 ч, а затем снижением до 14—15 ч. Второй подъем работоспособности отмечается в период с 16 до 18 ч.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на 1-м уроке, в течение которого учащиеся «врабатываются» в учебный труд. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке, а на 3-м и особенно 4-м уроках она уменьшается. У школьников средних и старших классов наивысшая работоспособность на 2-м и 3-м уроках, а на 4-м уроке она снижается, на 5-м уроке благодаря включению компенсаторных механизмов наблюдается временное улучшений работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждена многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся X класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели тоже имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность школьников относительно невысока, что связано с врабатываемостью носле воскресного отдыха. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением X класса) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим воскресным отдыхом.

Учитывая динамику работоспособности учащихся, следует распределять изучаемые предметы в течение учебного дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно, оно зависит от индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов и даже среди самих учащихся. Для учащихся младших классов наиболее трудны математика и чтение. В V—VIII классах предметами первой трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, а затем обществоведение и иностранный язык. Определенную трудность представляют предметы, которые вводятся впервые: природоведение — в III, история — в IV, физика — в VI, химия — в VII классе.

Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2—3-й уроки, а легкие — на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении расписания уроков желательно чередовать математику с гуманитарными и естественными предметами. Такое чередование различных предметов в течение учебного дня создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления учащихся. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспособности учащихся на всех последующих уроках. Допустимы сдвоенные уроки в старших классах для проведения контрольных работ по математике и написания сочинений по литературе, а также для лабораторных работ по физике и химии. Контрольные работы требуют от школьников большого напряжения умственных и психических сил. Кроме того, необходимо учитывать, что наиболее полно и объективно свои знания школьники покажут в том случае, если они выполняют контрольные работы в те дни и часы, когда их работоспособность наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на последних уроках.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки труда и физкультуры, на которых преобладает физическая динамическая нагрузка. Уроки по этим предметам являются мощным фактором сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание, они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках. Исследования показали, что наиболее целесообразно для труда и физической культуры отводить 4-й урок, тогда переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность па 5-м и 6-м уроках.