date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Основная особенность развития детей и подростков XX в. — акселерация (от лат. accelere — поспешать, торопить, ускорять). Термин «акселерация» имеет синоним «вековая тенденция», или «секулярный тренд».

Явление акселерации, впервые отмеченное в конце XIX в. в высокоразвитых странах, принимает глобальный характер в XX в. Практически в каждой стране, городах и селах наблюдается акселерированное развитие населения.

Акселерация проявляется в ускорении темпов физического развития и полового созревания (большая длина тела и большая масса тела новорожденных; прорезывание молочных зубов и смена их постоянными в более раннем возрасте; ускорение окостенения скелета; ускорение роста; более раннее наступление периода полового созревания; сокращение периода роста и полового созревания; абсолютное увеличение конечных показателей размеров тела у взрослого человека; более поздние сроки угасания детородной способ­ности).

Акселерация охватывает весь период роста и развития организма человека. Ускорение роста наблюдается уже во внутриутробный период. Масса тела современных новорожденных на 100—300 г больше, чем 100 лет назад.

После рождения акселерацию можно проследить на следующих примерах сдвигов в развитии: удвоение массы современных новорожденных к 4 месяцам, а не к 6, как было раньше; у современного годовалого ребенка длина тела на 5 см, а масса на 1,5—2,0 кг больше, чем у его сверстника 50—75 лет назад. Длина тела современного дошкольника в среднем на 10—12 см больше.

Наиболее интенсивно акселерация проявляется в подростковый период (в 11—16 лет). Подростки 14—16 лет выше своих сверстников прошлого столетия на 15—20 см.

Возрастное перемещение отмечается также по срокам окостенения. Так, окостенение скелета у современных девочек начинается на год раньше (в 10—11 лет) сравнительно с девочками 50-х годов и в 16—17 лет составляет разницу в 3 года (т. е. окостенение находится на уровне 19—20-летних девушек 50-х годов). Процесс роста у девушек заканчивается в 16—17 лет, с большими окончательными размерами длины и массы тела.

У современных мальчиков окостенение проявляется в 12—13 лет. У юношей 70-х годов окостенение кисти происходило на 2 года раньше, чем у их 17-летних сверстников 60-х годов. В прошлом веке завершение роста наблюдалось в 26 лет, в 40-х годах нашего столетия — в 21 год, в 70-х годах — в 18—19 лет. Абсолютные окончательные показания тотальных размеров также намного выше их предшественников.

У взрослого населения на фоне функциональной полноценности возросла продолжительность физиологической жизни. Например, прекращение менструаций у женщин в среднем отодвинулось на 4—5 лет. .

Дальнозоркость, связанная со снижением эластичности хрусталика с возрастом, наступает на 5—8 лет позднее, чем в прежние десятилетия.

Акселерация у некоторых школьников может проявляться лишь в ускорении роста (длины тела) или только в ускорении полового созревания.

Существует много односторонних теорий, гипотез, пытающихся объяснить это явление воздействием какого-либо одного фактора: алиментарная (теория питания), гелиогенная (интенсивность солнечной радиации), теория о роли искусственного электрического освещения , теория витаминизации (особое значение придается витаминам В, A, D), теория «комплексной травмы» (современный большой город и село обрушивают на современного школьника повышенную умственную и физическую нагрузку, огромный поток информации, более раннее сексуальное просвещение) и др.

Акселерация, вызывающая сокращение сроков биологического развития и созревания, а также смещение возрастных периодов, поставила перед врачами, гигиенистами и педагогами ряд проблем:
оптимального возраста детей, поступающих в школу;
соответствия умственного и рано наступающего физического развития и полового созревания;
соответствия физической и половой зрелости подростков их социальной зрелости;
полового воспитания и возраста вступления в брак;
роли физических и трудовых нагрузок в формировании гармонического развития акселерированного поколения;
учебных и трудовых нагрузок в связи с высоким уровнем физического развития современных школьников.

В связи с акселерацией педагоги должны учитывать этот феномен при организации учебно-воспитательного процесса в школе и ПТУ, при пересмотре школьных программ, режима учащихся, трудового воспитания.

Недооценка самостоятельности рано созревающих подростков, обращение с ними, как с детьми, способствуют возникновению конфликтов. Это создает ненужные трудности в ходз становления их характера, заставляет подростка самому искать решение сложных вопросов, которое может быть ошибочным. Вопросы полового воспитания педагогами и родителями должны решаться своевременно, Привитие навыков правильного поведения поможет молодому человеку избежать ошибок в различных жизненных ситуациях.

Совместная научная работа врачей, педагогов, психологов, биологов, юристов и других специалистов поможет разрешить поставленные акселерацией проблемы и обеспечить дальнейшее гармоническое физическое и духовное развитие современного человека.