Оценка физического развития

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Физическое развитие детей и подростков оценивается с учетом морфофункционального состояния организма и его биологического возраста. Для оценки физического развития существуют возрастные стандарты (нормы) физических показателей для данной группы одного возраста, пола, климатического района, одной территории, одних условий жизни, времени и т. д. Единых постоянных норм физического развития не существует. Для получения стандартов проводят массовые обследования здоровых детей. Полученный материал статистически обрабатывается. В стандарты включаются средневзвешенная величина—М—ср. арифметическая—и средние квадратичные отклонения: σ — сигма, которая служит мерилом отклонения признака от средней арифметической, и σR — частная сигма, последняя определяет величину индивидуального отклонения признака, сопряженного с другими тотальными размерами тела (рост стоя, масса тела и окружность грудной клетки).

Индивидуальные показатели физического развития учащихся определяются по оценочным таблицам (шкалам регрессии), а также методом комплексной оценки. Последний метод дает возможность определить биологический возраст ребенка. Составляются стандарты по показателям: 1 — длина тела (рост стоя); 2 — погодовые прибавки роста; 3 — развитие зубов; 4 — степень полового созревания; 5 — сроки наступления менструаций у девочек. По этим стандартам определяют биологический возраст, соответствует ли он календарному (паспортному), опережает ли его или отстает от него. При отставании или опережении большинства показателей на 1 и 2 года следует констатировать общую задержку или ускорение темпов возрастного развития на соответствующей фазе.

Морфофункциональное состояние оценивается по соответствию массы тела и окружности грудной клетки длине тела.

Физическое развитие оценивается как гармоническое, дисгармоническое и резко дисгармоническое.

Гармоническое физическое развитие характеризуется соответствием массы тела и окружности грудной клетки росту или небольшим превышением массы тела и окружности грудной клетки за счет хорошего развития мускулатуры.

Дисгармоническое развитие отмечается, когда масса и окружность грудной клетки отстают по показателям на 1—2 частные сигмы (σR) от длины тела или имеется повышенное жироотложение.

Резко дисгармоническое развитие отмечается, когда масса тела и окружность грудной клетки значительно отстают от длины тела или значительно превышают ее вследствие избыточного жироотложения.

При дисгармоническом или резко дисгармоническом развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастных норм. Дисгармоническое развитие, т. е. резко выраженное несоответствие календарного возраста биологическому, обусловлено иногда генетически или наблюдается при эндокринных заболеваниях (половых желез, надпочечников, поджелудочной железы, гипофиза).

Многочисленные исследования физического развития, проведенные в разных городах и селах, по всем республикам нашей страны, показали, что основная масса детей и подростков (83—85%, а в некоторых районах 90%) имеют гармоническое развитие и хорошую физическую подготовку.

Знание учителем особенностей созревания организма учащихся, их физического развития поможет ему рационально организовать учебную работу в школе, распределить трудовую нагрузку, гигиенически правильно организовать режим труда и отдыха, решить проблемы полового воспитания школьников.