Понятие о здоровом и больном организмах

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия.

Организм человека считается здоровым, если его жизнедеятельность уравновешивается с окружающей средой. В поддержании равновесия жизненных процессов организма с внешней средой огром­ную роль играет состояние нервной системы и его сопротивляемость к воздействию различных факторов. Незначительное нарушение равновесия организма со средой может вызвать сдвиги в функциональной системе. Такого человека считают здоровым, но состояние его организма находится на грани между здоровьем и болезнью. Когда нарушается равновесие организма с внешней сре­дой, возникает заболевание, которое и приводит к выраженным физиологическим и морфологическим сдвигам.

Причины, вызывающие заболевание, могут быть внутренними и внешними. К внутренним причинам относятся наследственность, врожденные особенности; к внешним — механические факторы (ушибы, травмы, ранения); физические (действие электрического тока, лучистой энергии, атмосферного давления); химические (отравление солями тяжелых металлов, ядохимикатами и др.); биологические (болезнетворные микробы, вирусы, простейшие, гельминты); нарушение питания (отсутствие в пище белков, витаминов и т. д.); а также социальные условия жизни.

В зависимости от того, какие органы или системы поражены, различают болезни нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания и др. Кроме того, различают болезни инфекционные и неинфекционные, острые и хронические.

Термин «инфекция» произошел от латинского слова infectio — заражение. Инфекционные болезни объединяет основной признак — возможность передачи их от больных здоровым. Источником инфекции могут быть больные люди в скрытом (инкубационном) периоде, в разгаре болезни и при выздоровлении, бактерионосители, т. е. люди, переболевшие или совсем не болевшие, но носящие в себе болезнетворные микробы, которые они выделяют и тем самым заражают окружающих. Инфекцию могут также распространять животные (грызуны, насекомые, кошки, собаки, коровы, овцы и т. д.). К инфекционным болезням относятся корь, скарлатина, краснуха, грипп, паротит, острые респираторные заболевания и т. д. Инфекционные болезни очень часто принимают эпидемический характер.

Неинфекционные болезни не передаются другому человеку от больного. Это могут быть наследственные болезни, травмы, ожоги, авитаминоз и др.

По характеру течения различаются острые и хронические заболевания. Острые болезни характеризуются относительно небольшим сроком течения (от нескольких дней до одного месяца), хро­нические протекают длительно, с периодически повторяющимися обострениями.

Необходимость изучать состояние здоровья детей обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека. От педагогов во многом зависит организация гигиенических условий обучения, воспитания и труда, т. е. создание условий внешней среды, обеспечивающей здоровье школьника.