Вредные привычки (часть 4)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

В результате происходящей в организме перестройки подросток становится более чувствительным, повышенно ранимым и возбудимым. У него появляются новые увлечения, интересы. По-новому воспринимаются окружающие явления, происходит и переоценка ценностей. Поэтому в своих действиях он старается во всем подражать взрослым. К сожалению, в воображении некоторых подростков критерием «взрослости» является возможность курить и употреблять алкоголь.

Доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4—6 раз выше, чем у взрослых. Даже однократный прием сравнительно небольшого количества спиртного может вызвать сильное опьянение у ребенка.

Наиболее часто детей «угощают» спиртными напитками их старшие товарищи или взрослые. Причем нередко взрослые делают это с «добрыми» намерениями, в «лечебных» целях. К сожалению, до сих пор среди отдельных людей распространено ошибочное мнение, будто бы алкоголь в ряде случаев может оказать пользу детям, например способствовать улучшению сна, повышению аппетита.

Иногда поводом для «угощения» спиртными напитками детей является опасное и в корне ошибочное представление о том, что употребление небольших доз спиртного в детстве якобы предотвращает возможность развития пристрастия к нему в зрелом возрасте. Опыт врачей-наркологов показывает, что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше вероятность пристраститься к ним.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Вкус и запах большинства спиртных напитков ему неприятны, вызывают отвращение. Чаще всего к употреблению спиртных напитков детей толкает любопытство, подражание взрослым.

Нередки случаи отравления детей алкоголем во время праздников, когда увеличивается возможность бесконтрольного попадания в их руки спиртных напитков. Бесконтрольное хранение алкогольных напитков в семьях пьяниц и дурной пример их повседневного употребления также увеличивают риск приобщения к алкоголю детей. Известно немало случаев, когда рюмка коньяка, 50—70 г водки, стакан вина или пива у одних подростков вызывали сильное речевое и двигательное возбуждение, которое в течение многих часов не удавалось привести в норму, у других являлось причиной тяжелых эпилептических припадков, у третьих вызывало длительный, до 36 ч, глубокий сон, при котором наблюдалось понижение рефлексов, кожной и слуховой чувствительности.

Воздействуя на центральную нервную систему, алкоголь временно парализует важнейшие отделы коры больших полушарий мозга и тем самым затрудняет умственную деятельность. В разное время были проведены многочисленные наблюдения за психическими процессами у подростков под влиянием алкоголя. Результаты этих наблюдений оказались чрезвычайно убедительными. Только от однократного приема незначительного количества алкоголя у подростков заметно расстраивается умственная деятельность: слабеет память, уменьшается способность к вычислениям, страдает логическое мышление. После приема алкоголя подростки долго не могут выучить наизусть даже небольшое стихотворение, путают содержание рассказа. Они не справляются с доступными им арифметическими задачами, теряют сообразительность и способность логически мыслить.

В некоторых семьях правилом хорошего тона считается устройство домашних баров. Дети иногда хвастаются перед сверстниками набором этого «великолепия». И самое главное, даже в тех случаях, когда детям внушается недопустимость употребления алкоголя, перед ними временами встает другой пример, наглядный и потому более убедительный, — употребление алкоголя самими родителями. Отсюда становится понятной необходимость особого такта при проведении профилактической воспитательной работы с детьми и подростками. Нужно стараться, чтобы дети не принимали участия в застольях взрослых. Именно микросоциальные, в первую очередь семейные условия, в которых развивается ребенок, толкают его к раннему употреблению спиртных напитков, формируют свойственные пьянице, привычки, что и приводит к быстрому развитию алкоголизма.

В настоящее время ведется большая профилактическая работа по предупреждению пьянства среди подрастающего поколения.

Советские психологи В. Н. Мясищев и А. Г. Ковалев отмечали, что в зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения ребенка к людям, обязанностям, предметам, формируются его поведение и характер. Поэтому семье принадлежит главенствующая роль в антиалкогольном воспитании детей.

В семье и школе подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значение не только беседы об опасном влиянии алкоголя на организм, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в тех случаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Должны развенчиваться все факты употребления спиртных напитков. В этом плане следует отметить, что встречаются фильмы, демонстрирующиеся на кино- и телевизионных экранах даже без грифа «Дети до 16 лет не допускаются», нуждающиеся в последующих серьезных комментариях со стороны взрослого воспитателя.

Полностью оградить подростков oт всех этих влияний практически невозможно. Поэтому важно постараться выработать у них собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. В нашем обществе не должно быть снисходительного отношения к употреблению спиртных напитков, безразличного отношения к семьям, где дети вовлекаются родителями в пьянство.

Просветительная работа с подростками должна иметь две цели: передача знаний о вреде, который наносит алкоголь нашему организму (действие алкоголя), и воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими словами, в проблеме алкоголизма должны выделяться не только гигиенические аспекты, но и нравственные. Акцент должен ставиться прежде всего на нравственное значение проблемы, поскольку понятие болезни — угроза здоровью — для детей и подростков в большей мере абстрактно, в то время как нравственные идеалы весьма ценны.

В процессе занятий на уроках литературы необходимо обратить внимание учащихся на источники и пагубные последствия пьянства: произведения классиков, например А. М. Горького, дают для этого художественной яркий и впечатляющий материал. И уж никак нельзя умолчать о вреде пьянства для здоровья на уроках биологии и химии при изучении анатомии и физиологии человека, химических и других свойств различных веществ. Здесь не только можно, но и необходимо рассказать о вызываемых алкоголем нарушениях координации движений, делающих их неточными, мешающих достигнуть успехов в работе и спорте.

Подросток не только должен знать твердо, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными « волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие товарищи или сверстники.

Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт. В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин осенью 1920 года сказал, что молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода — разносторонность духовных интересов.

Увлечение физкультурой и спортом не только предупреждает развитие пагубных пристрастий среди молодежи. Физическая культура способствует воспитанию нового человека, строителя коммунистического общества, сохранению и укреплению физической и умственной работоспособности, психологической подготовке к трудовой деятельности у молодежи, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек и, прежде всего, привычки к употреблению алкоголя. Праздность, безделье, скука, наоборот, — наиболее плодотворная почва для ее формирования.

Важную роль в борьбе с дурными влияниями на учащихся, в деле предупреждения случаев употребления детьми и молодежью спиртных напитков играет правильная организация свободного времени школьников, разнообразные формы внеклассной работы, вовлечение их в работу различных кружков, спортивных секций внешкольных учреждений. Примером может служить организация анти­алкогольного воспитания школьников в г. Новосибирске. Это создание клубов, спортивных секций и других организаций, где отказ от алкоголя — одно из главных условий работы. По праздничным дням регулярно проводятся тематические и танцевальные вечера и дискотеки в школах. Для старшеклассников и их родителей организуются кинолектории, вечера вопросов и ответов, антиалкогольные лекции, построенные на конкретных проблемах данного коллектива. Ведется также индивидуальная работа с выпивающими учащимися и их семьями с использованием активного влияния на подростков коллектива сверстников.

В ряде школ бытовали «традиции» проведения выпускных вечеров со спиртным. Порой инициатива эта исходила от членов родительских комитетов школ: ну что же за праздник без бокала шампанского? Ничего же, дескать, плохого от этой порции благородного вина не случится. То-то и оно, что на выпускных вечерах должен действовать безоговорочно «сухой» закон. Именно — ни одного бокала. Нет нужды взбадривать, подогревать себя семнадцатилетним юношам и девушкам. Пусть танцуют, веселятся, произносят трогательные речи, встречают рассвет над рекой или в степи, на площади или в парке. Пусть прощаются с детством, приветствуя новую, взрослую жизнь, которая ждет их за школьным порогом. И пусть все это будет на трезвую голову, чтобы не было поутру горького похмелья.