Распорядок дня школьника при подготовке к экзаменам (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени подготовки к экзаменам является правильная смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 50—60 мин. «Паузы» не должны превышать 10— 15 мин, иначе может снизиться «рабочий настрой», приобретенный во время занятий.

Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за рабочего стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки. Для плечевого пояса рекомендуются подтягивание для кистей рук — ритмичные сгибания и разгибания пальцев, потряхивание ими. Движения, легкие физические упражнения во время напряженного умственного труда играют роль своеобразных «физических стимуляторов».

Утомление на некоторое время исчезает, если принять прохладный душ.

После 2,5—3 ч работы надо сделать более длительный (20—30 мин) перерыв для второго завтрака, после чего можно возобновить занятия еще на 3—4 ч. Затем обед и отдых — прогулка на свежем воздухе (не менее 2 ч) или сон.

Хорошо отдохнув, можно продолжить работу еще в течение 2,5—3 ч.

Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, игр в шашки или шахматы, чтения художественной литературы, уроков музыки, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Соблюдение рационального режима занятий будет способствовать глубокому спокойному сну, а это в свою очередь даст новый запас энергии для следующего трудового дня. Продолжительность ночного отдыха в этот напряженный период должна быть не менее 9 ч.

Умственная деятельность, работоспособность и качество подготовки к экзаменам в большой мере зависят от того, насколько правильно организовано в это время питание учащегося, основные принципы которого изложены выше.

Некоторые учащиеся в этот период приобретают вредную привычку работать поздно вечером и даже ночью.

Сразу же заметим, что ночная работа, как правило, менее эффективна, чем дневная. Кроме того, после занятий в .ночное время школьники недостаточно отдыхают днем. В результате утомление накапливается: после одной ночи, проведенной за рабочим столом, ученик несколько дней ощущает вялость, работает непродуктивно. Занятия по ночам изнуряют нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.

Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался определенный слаженный ритм жизненных процессов, при которых работоспособность наиболее высока в дневные часы и снижается до минимума в ночные. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь — для сна.

Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.

Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъема работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают ко всевозможным искусственным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти сильно стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.

Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Прежде всего оно сказывается на продолжительности их сна в ночь перед экзаменом. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать и постараться хорошо выспаться. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры, затем остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе и вкратце повторить учебный материал. Все это создает необходимый рабочий настрой.

Экзамены, как и всякая проверка знаний, не только способствуют их углублению, систематизации и закреплению, но и воспитывают у школьников ответственное отношение к труду, дисциплинированность, организованность — качества, крайне необходимые в последующей самостоятельной жизни.

Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, отдельные школьники регулярно получают на экзаменах оценку на балл ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали и пр.). В противоположность им существуют и другие учащиеся, которые обычно получают на балл выше, чем знают. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период сдачи экзаменов. Главное — спокойствие. Экзамены — время волнений, которые переживают все, даже самые спокойные, хорошо успевающие, уверенные в своих знаниях учащиеся. И это естественно.

Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. При этом репетирующему следует вести себя так же, как и на настоящих экзаменах. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.

На экзамене учащимся необходимо больше сосредоточиваться на том, что они должны вспомнить для ответа, а не на мысли какую поставят оценку? Между тем нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. Тем, кто не в силах «отключиться», лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первыми.

Учащиеся должны твердо помнить общие требования к ответам на экзамене. Это полнота, четкость, осознанность и оформление ответа. Обычно учащиеся лучше всего усваивают требование полноты ответа, остальные условия осознаются и выполняются не так хорошо.

Четкость — это изложение материала в определенной логической последовательности, т. е. сначала самое главное, затем дополнительные, поясняющие детали. Если учащийся в процессе изложения материала перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, то, ему недостает четкости, даже если он и ничего не пропустил. Выработке четкости в ответе очень помогает стремле­ние отвечать педагогу так, будто он ничего не знает из рассказываемого, а учащийся ему об этом сообщает впервые.

Осознанность ответа тесно связана с соблюдением четкости изложения, но при этом следует помнить о двух особенностях. Первая — стремление приводить в процессе ответа не только те примеры, которые даны в учебнике и приводились педагогом на занятиях, но и свои. Вторая особенность — показ в изложении учебного материала умения связать то или иное описываемое явление с окружающей действительностью, жизнью и пр.

И, наконец, оформление ответа. Оно полностью включает требования, предъявляемые к устной речи: насколько грамотно, уверенно и убедительно будет отвечать экзаменуемый. Очень помогает этому составление плана для ответа. Его целесообразно составлять не только для себя, но и на тот случай, если экзаменатор заглянет в него. Ясный, точный, строго последовательный, разделенный на абзацы и пункты план ответа показывает, что учащийся хорошо владеет этим материалом.

После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке следующего предмета. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для «снятия» экзаменационного напряжения, восстановления сниженной работоспособности. Если имеется возможность, то лучше отдохнуть и на следующий день.

Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка)значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.