Распорядок дня школьника при подготовке к экзаменам (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Подготовка к экзаменам — напряженный и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов.
В этот период меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях. Между тем известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность. В связи с этим очень важно стремиться к тому, чтобы изменения в режиме были минимальными. Кроме того, в течение продолжительного времени занятий учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания — все это требует от учащихся четкого и рационального построения режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. В чем наиболее частые причины такого страха? Главная причина заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабленности организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед лицом надвигающейся неприятности (низкая оценка на экзамене). Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отри­цательными психоэмоциональными реакциями — беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения и др.

В основном это результат значительного напряжения психоэмоциональной сферы вследствие неправильной организации режима труда и отдыха во время подготовки и сдачи экзаменов. Между тем при рациональной его организации неблагопрятное влияние этого напряженного и ответственного периода на психофункциональное состояние организма учащихся бывает менее значительным.

Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности.

Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до поздна, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

Подготовку к каждому экзамену следует начинать с равномерного распределения учебного материала на все дни, отведенные на повторение данного предмета, т. е. необходимо составить правильный план повторения материала.

Сначала надо проанализировать программу экзамена, сопоставить ее с учебником, конспектами и подобрать необходимую литературу. Это поможет лучше оценить объем и сложность предстоящей работы, создаст соответствующий психологический настрой.

Лучше, если план работы рассчитан на день и разбит четко по разделам. «Скакать галопом» не рекомендуется; даже узкий вопрос нужно уяснить сначала в целом, найти принципиальные связи с предыдущим, а затем уже переходить к другому разделу. Определив общий запас времени подготовки, необходимо подсчитать, сколько часов можно выделить на каждую отдельную тему.

Безусловно, методы подготовки к экзаменам во многом индивидуальны, однако наблюдения и опыт позволяют дать ряд полезных советов. «Мелочей» здесь не бывает, любая из них может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья и качестве подготовки к экзаменам.

Прежде всего требуется тщательное повторение ранее изученного материала с тем, чтобы вновь осмыслить и запомнить полученные знания. Повторение каждый раз должно быть и новой работой: чтение конспектов, устный пересказ, выписка отдельных положений, выводов, фактов и т. д. Если позволяет время, целесообразно также составить новый, сжатый конспект всего курса, выделяя только главное. Особое внимание при повторении следует уделять трудным, ранее не очень понятным положениям. Для этого надо постараться сформулировать дополнительные вопросы к этому материалу и ответить на них. Вообще дополнительная постановка вопросов ко всему курсу и ответы на них особенно полезны при повторении. Перед экзаменом важно также поделиться с товарищами своими знаниями, обсудить с ними наиболее трудные вопросы и тем самым проверить свое и их понимание того или иного вопроса. В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.

Проснувшись, 10—15 мин нужно отвести утренней гимнастике. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Физические упражнения помогут быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать центральную нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т. е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности, короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.

Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы, когда работоспособность учащихся наиболее высока.

Плотно позавтракав, следует сразу же приступить к занятиям. Их лучше начинать в то же время, что и занятия в школе, т. е. в 8.30—8.45.

Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. У части школьников с первых минут работы отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более легких вопросов. Другие учащиеся в начале учебного дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. Естественно, в таких случаях следует, наоборот, идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.

Готовиться к экзаменам лучше на своем привычном месте, принципы его рациональной организации описаны выше.

Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и как бы не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора все-таки сказывается на работоспособности. При этом утомление наступает значительно быстрее из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Очевидно, что такая добавочная нагрузка на мозг является несколько излишней. Таким образом, наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.