Проведение свободного времени (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные мероприятия, как просмотр телевизионных передач, кинофильмов и др. при всей их занимательности, пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологическую нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная продолжи­тельность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1ч, для школьников среднего возраста — 1,5 ч, старшего возраста — 2 ч, не более 2—3 раз в неделю.

Наблюдения врачей показали, что телевизионные просмотры сразу же после какой-либо умственной или зрительной нагрузки способствуют дальнейшему нарастанию утомления, накопившегося за день. Ведь нагрузка при этом приходится на те же самые участки коры головного мозга, которые уже были в работе. Если ребенок был в театре, музее, на концерте, видел кинофильм, то смотреть передачи в тот же день ему не следует. Перегрузка может неблагоприятно отразиться на молодом организме.

Режим дня школьникаПросмотр телевизионных передач требует такого же напряжения зрения, как и при рисовании, черчении или вязании, и поэтому может привести к переутомлению. Это объясняется не какой-то спецификой телевидения, а тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования и ежедневный просмотр TV-передач служит дополнительной нагрузкой для зрения.

Наибольшее утомление и напряжение зрения у детей наблюдается при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

С учетом современных моделей телевизоров сидеть полагается не ближе 2 м и не далее 5 м от экрана. Стоять телевизор должен на уровне глаз сидящего или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует надеть, чтобы глаза излишне не напрягались. Необходимо также следить за освещением. На экран не должны падать лучи солнца или источника искусственного освещения.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, а перед началом — по испытательной таблице. Яркость изображения должна быть такой, чтобы глаз видел изображение, не напрягаясь. При цветном изображении следует избегать чрезмерно ярких или чересчур бледных красок.

Детям младшего и среднего школьного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи после 8 ч вечера. Они должны смотреть только те передачи, которые предусмотрены программой для данного возраста. То же самое относится и к кино.

Другой распространенный вид умственной деятельности школьников во внеучебное время — чтение художественной литературы. В настоящее время, по общему мнению педагогов и психологов, среди всех общекультурных интересов школьников чтение занимает основное место. Такое положение не может не вызывать удовлетворения. В то же время процесс чтения, как известно, сопровождается большим напряжением коры головного мозга. В связи с этим учащимся необходимо придерживаться некоторых гигиенических рекомендаций, в частности продолжительности непрерывного чтения. Длительность непрерывного чтения учащимися художественной литературы не должна превышать 2 ч.

В бюджете свободного времени школьника видное место должны занимать физкультура и спорт.

Большую пользу для здоровья и радость детям приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Семейные путешествия с определенными целевыми установками имеют не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение. Во время таких прогулок можно показать школьникам способы ориентирования, преодоления различных препятствий в пути.

Семейные прогулки за город желательно проводить в течение всего года. Новичкам лучше начинать такие походы с наступлением устойчивой теплой погоды. Важно заблаговременно выбрать место для загородных поездок. Оно не должно быть рядом с крупными населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными магистралями. Современные средства транспорта позволят в течение часа добраться до сельской местности и прямо с поезда или автобуса попасть на лоно природы.

Нельзя допускать, чтобы прогулки и экскурсии за город переутомляли ребят. Летняя, приятная усталость быстро проходит и только способствует физическому развитию и укреплению здоровья, но такие признаки, как побледнение, вялость, общее недомогание, головная боль или головокружение, свидетельствуют о перегрузке. Для семейных походов лучше выбирать такие места, где возможно проведение в пути разнообразных физических упражнений и неутомительных игр. Физические упражнения и подвижные игры следует проводить с постепенным возрастанием их трудности.

Летом лучше всего выходить в поход утром, с тем чтобы в самое жаркое время дня остановиться на привал в тени. Школьники должны научиться ходить размашистым, пружинящим шагом со свободной работой рук, передвигаясь с равномерной скоростью. Во время походов можно устраивать специальные «учебные» переходы «походным» шагом. Взрослым нужно наблюдать за осанкой школьников, постараться отучать их от привычки смотреть при ходьбе себе под ноги.

Ребята могут упражняться в видах ходьбы. Это полезно и вместе с тем вносит разнообразие в пешие походы. Например, пройти за низким забором, нагнувшись так, чтобы не было заметно идущего; пройти 20—30 м, сделав возможно меньшее число шагов; пройти за взрослыми по рыхлому грунту «след в след»; пройти с закрытыми глазами босиком по тропинке, не сходя с нее.

По пути можно поупражняться в самых различных прыжках, можно провести разнообразные простейшие упражнения в метании (шишки, камешки, палки). Эти упражнения развивают ловкость, координацию движений, глазомер, сноровку.

А сколько возможностей для отличного отдыха и физического совершенствования представляет зимой лыжня! Ходьба на лыжах доступна каждому. Чистый морозный воздух полезен всем. Он очищает легкие и закаливает организм. Любители лыж отличаются невосприимчивостью к простудным заболеваниям. У них повышается работоспособность.

Занятия со школьниками потом переходят в привычку, которая остается на всю жизнь. Нередко можно видеть, как родители вместе с детьми в окружении юных друзей и знакомых отправляются на лыжную прогулку. Впереди глава семьи или кто-либо из наиболее подготовленных лыжников прокладывает лыжню до установленного места или движется по замкнутой петле. Желательно, чтобы такая прогулка была более содержательной.

Семейные походы и экскурсии с подбором специальных упражнений — отличное средство для укрепления здоровья, физического совершенствования, хорошего отдыха в свободное время.

Многообразие видов деятельности школьников во внеучебное время способствует их интеллектуальному развитию и духовному обогащению. При этом рациональная организация свободного времени в течение дня играет большую роль в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма. Для этого содержание и объем внеучебной деятельности, в том числе длительность и характер ее, должны исходить из анатомо-физиологических и психологических возможностей и потребностей учащихся и соответствовать гигиеническим рекомендациям.