Закаливание (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Закаливание является важным элементом режима дня школьников. Оно включает в себя систему различных мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма вредным влияниям, прежде всего, метеорологическими факторами, с помощью разумного использования естественных сил природы: солнца, воздуха и воды. Закаливание — неотъемлемая часть системы физического воспитания и важное средство в подготовке молодежи к высокопроизводительному труду и защите Родины. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Оно оказывает укрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.

В процессе закаливания при многократном повторении раздражителей образуются и закрепляются условные рефлексы, которые способствуют формированию защитных реакций. Благодаря этому, организм получает возможность лучше приспосабливаться и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и т. п. Так, при повторном и систематическом применении холодной воды наблюдается усиление теплопродукции и повышается температура кожи. Вместе с тем утолщается ее роговой слой, что уменьшает интенсивность раздражения заложенных в ней рецепторов. Все это способствует повышению устойчивости организма к действию низкой температуры. Ведущая роль в процессах закаливания принадлежит центральной нервной системе, которая обеспечивает приспособле­ние всего организма к меняющимся условиям внешней среды.

Приступить к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует обязательно посоветоваться с врачом, который не только проверит состояние здоровья, но и поможет выбрать ту или иную форму закаливающих процедур, установит необходимую дозировку.

Наиболее важными и существенными средствами закаливания для школьников являются естественные природные факторы — воздух, вода и солнечная радиация. Однако каждый из перечисленных факторов может быть применен в целях закаливания только в том случае, если он отвечает определенным гигиеническим требованиям. Как воздух, так и вода, прежде всего должны быть чистыми, т. е. свободными от пыли, вредных химических веществ, иметь минимальную бактериальную загрязненность и определенную температуру. Кроме того, учитываются влажность и скорость движения воздуха, а также метод использования воды. При закаливании солнечными лучами принимают во внимание угол падения, интенсивность лучей и продолжительность инсоляции.

Закаливающие процедуры делятся на местные и общие. При местных процедурах закаливающие факторы действуют на ту или иную часть тела, например на верхние или нижние конечности. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела.

Рефлекторный механизм действия закаливающих процедур лежит в основе целостности реакции всего организма и объясняет общий оздоровительный эффект не только при общем, но и при местном применении раздражающих факторов. Несмотря на то, что местные закаливающие процедуры действуют слабее, чем общие, они также вызывают ответную реакцию всего организма.

Положительный результат закаливающих мероприятий в школьном возрасте может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих правил:

1. Закаливающие процедуры проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития школьника, условий учебной и внеучебной деятельности.

2. Сила закаливающего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) увеличивается постепенно.

3. Закаливание осуществляется систематически в течение всего года, при этом обязательно учитываются особенности климата, сезона и погоды.

4. Все закаливающие процедуры проводятся только на фоне положительной эмоциональной настроенности школьника.

Систематические повторения закаливающих процедур необходимы для укрепления рефлекторных реакций. Прекращение повторных раздражителей, как правило, сопровождается угасанием рефлекса. Закаливающие мероприятия эффективны только при постоянном подкреплении и тренировке. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче в тех условиях, когда они прочно войдут в режим дня школьника и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в разное время суток. Утренняя гигиеническая гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытых водоемах, туристские походы и прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, повышают закаливающий эффект.

Закаливание воздухом. Из основных природно-климатических факторов воздушная среда — наиболее доступная и в то же время эффективная форма закаливания. Закаливание воздухом не только повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, но и улучшает обмен веществ, функцию дыхания, работу сердца и сосудов. Кроме того, воздушные процедуры применяют для подготовки организма к водным процедурам. Их можно проводить везде, где есть чистый, свежий воздух, причем по возможности надо регулировать его температуру. Существует несколько способов закаливания воздухом: сон в теплое время года при открытых окнах (зимой — при полуоткрытых фрамугах или форточках), зимние виды спорта (коньки, лыжи и др.), воздушные ванны.

Воздушные ванны с древнейших времен были и остаются одним из важнейших видов закаливания, лучшей гимнастикой сосудов. Прохладный воздух действует не только на дыхательные пути, но и на обнаженную кожу человека, вызывая отдачу тепла на 80% через кожу и около 20% -через легкие. Чем ниже температура воздуха, тем эффективнее действие процедуры. Кроме того, важное значение имеют влажность воздуха и скорость ветра.

Установлено, что воздушные ванны отличаются чрезвычайно широким диапазоном тренирующего воздействия на сосуды кожи и легочную ткань. При этом происходят не только местные реакции в виде побледнения или покраснения кожи, но и воздействие на сердце, печень, почки, мозг, кроветворную и другие системы. Таким образом, весь организм под воздействием процедур участвует в общей температурной тренировке.

В зависимости от температуры окружающего воздуха воздушные ванны делятся на тепловые (от 20 до 30°С), прохладные или умеренные (от 14 до 20°С) и холодные (от 6 до 14°С). Воздушные ванны в летнее время принимают на открытом воздухе, преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, резкого ветра. Начинают закаливание в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже 20°С. В дальнейшем температуру воздуха следует постоянно снижать. При этом рекомендуется проводить подвижные игры или спортивные занятия.

Для усиления положительного влияния воздушных ванн целесообразно после них проводить водные процедуры.

Зимой воздушные ванны принимают в комнате, открыв фрамугу или форточку. При ощущении холода или озноба следует сделать несколько энергичных движений, растереть кожу от периферии к центру или, прекратив процедуру, одеться.

Важно также соблюдать следующие условия: а) в помещении, где школьник проводит большую часть суток, надо поддерживать температуру воздуха не выше 18°С, регулируя ее открыванием форточек, окон, фрамуг; б) в теплое и прохладное время года взять за правило обязательно спать с открытой форточкой или фрамугой при температуре не выше 18°С; в) летом выработать привычку спать на открытом воздухе, используя для этого балкон, веранду и пр.; г) при возникновении даже малейших признаков какого-либо острого заболевания или обострения хронического процесса, сопровождающегося повышением температуры тела, процедуры следует временно отменить до выздоровления.

Закаливание солнцем. Рассеянная или прямая солнечная радиация используется во время солнечных ванн. Лучистая энергия солнца, богатая ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, имеет огромное значение для роста и развития школьников, укрепления их здоровья и повышения работоспособности.

Влияние солнечной радиации на человека зависит от общего состояния самого организма, от методов облучения, метеорологических условий (температуры, влажности, ветра и др.). Все эти факторы в совокупности определяют характер ответной реакции организма.