Физическое воспитание (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшается подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают также положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных и моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.

Более подробно поговорим об утренней физической зарядке, навык выполнения которой, по данным наблюдения врачей, постоянно от класса к классу у школьников утрачивается. Так, если учащиеся 1—2-классов делают физическую зарядку в 92—95% случаев, то с возрастом школьники все реже и реже выполняют по утрам физи-

ческие упражнения и в 9—10-м классах зарядку делают лишь 10—12% учащихся. Между тем польза от нее огромна. Замечено, что у школьников, систематически занимающихся утренней гимнастикой, успеваемость выше. Вызывая ряд положительных сдвигов в организме, физическая зарядка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы, существенно повышает умственную работоспособность. Положительное влияние систематической утренней зарядки сказывается на протяжении всего учебного дня.

Ежедневное выполнение утренней физзарядки имеет и большое воспитательное значение — она дисциплинирует, вырабатывает волю, уверенность в своих силах.

Для того чтобы физзарядка принесла максимальную пользу, надо соблюдать следующие правила:

1. Делать физзарядку ежедневно в одно и то же время, разумеется, кроме дней болезни.

2. Заниматься упражнениями натощак, лишь прополоскав рот.

3. Физические упражнения сочетать с закаливанием. Для этого необходимо хорошо проветрить комнату и легко одеться (трусы и майка). Если позволяет погода, заниматься на улице.

4. Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требующим напряжения мышц. Движения — в полном объеме, свободные, темп бодрый.

5. Дышать свободно через нос, полной грудью, соразмерять ритм движений и дыхания.

6. Постепенно усложнять упражнения и повышать уровень нагрузки. Утренняя физзарядка не должна утомлять. Основная ее цель — зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение. Эмоциональное воздействие физических упражнений повышает ритмичная веселая музыка.

7. Комплекс физических упражнений лучше подбирать с таким расчетом, чтобы дать нагрузку всем частям тела: ногам, рукам, позвоночнику, другим важнейшим органам. Заключительное упражнение (ходьба) должно способствовать переходу от возбужденного состояния к более спокойному.

8. Закончив физзарядку, следует приступить к водным процедурам (обтирание, обливание, душ) и растереть тело массажной щеткой или жесткой мочалкой.

О пользе физзарядки известно всем, но заставить ребенка заниматься порой бывает сложно. Наилучший способ — заинтересовать, увлечь. Для младших школьников бывает достаточно личного примера, ведь они склонны к подражанию. На смену подражанию при регулярности занятий со временем придет привычка, выработается потребность.

Ну а если дети подросли, и зарядка все же не стала потребностью? Одного примера уже недостаточно, нужна убежденность в ее необходимости. Важно умело рассказать им о значении утренних физических упражнений не только с точки зрения воздействия на организм, но и обратить внимание на воспитание при этом воли, подчеркнуть, что если подросток не в силах заставить себя сделать та­кую малость как зарядка, то можно ли рассчитывать на успех в любой другой деятельности и осуществлении своих планов? Честолюбие в этом возрасте играет, как известно, большую роль. Таким образом, речь идет о самовоспитании и воспитании личности.

Режим дня школьникаИ наконец, следует привлекать старших школьников к помощи младшим в семье. Кстати, в школьной программе по физическому воспитанию есть требование к учащимся 9—10 классов — уметь проводить физкультурные занятия с младшими школьниками.

Физическая зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Она состоит из общеукрепляющих упражнений, которые можно выполнять как без предметов, так и со специальными предметами (гимнастические палки, резиновые бинты, скакалки, мячи, легкие гантели, эспандер).

Для утренней зарядки предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют одновременно на несколько мышечных групп. Желательно сочетать упражнения для мышц рук и туловища, рук и ног, для мышц брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.