Как укрепить память (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов, потому что прежде чем выполнить задание, учащийся должен придумать их, найти способ изобразить. При этом важно стремиться вскрыть логическую структуру запоминаемого материала: разобрать, что в нем главное и новое, что менее важно и уже знакомо, а что дано лишь для примера.

Режим дня школьникаВесьма полезны любая самостоятельная творческая работа, а также поиск наиболее удобных способов запоминания. Один из самых несложных — собирание и самостоятельное придумывание приемов, облегчающих запоминание какого-либо правила или положения наподобие широко известной фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Усвоив ее, уже никогда не спутаешь порядок цветов спектра, потому что его подсказывают начальные буквы каждого слова: к — красный, о — оранжевый, ж — желтый, з — зеленый, г — голубой, с — синий, ф — фиолетовый. Один из приемов, которым пользуются в начальной школе, — определение количества дней в месяце по суставам пальцев.

Из простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Цыганы» и др.) и начать его изучать по данной методике, т. е. по частям, с систематическим повторением. Через 1—2 мес, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти.

Аналогичных результатов можно добиться систематически изучая иностранный язык.

Следует использовало и другие эффективные методы повышения умственной деятельности.

Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти путем применения средств так называемой внешней памяти — записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем, магнитофонной ленты и т. п. Правильно говорят, что незаписанная мысль потеряна.

Второй прием заключается в рациональной организации рабочего места по правилу: каждой вещи — свое место. Этот метод, кажущийся очень простым, таит в себе большие возможности для разгрузки памяти от ненужных усилий.

Третий прием, называемый методом контраста, состоит либо в создании контрастного фона для запоминаемого материала, либо в нахождении парадоксальных формулировок для выражения того, что надо запомнить, либо в рассмотрении (разборе, анализе и пр.) материала, прямо противоположного по смыслу.

Очень действенным приемом является прогнозирование. Вопрос ставится просто: что произойдет, если мы не запомним такой-то материал? Чем больше следствий, затрагивающих интересы, выводится из этого факта, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.

И еще один метод — метод минимизации, т. е. сокращения. В одном случае сокращения можно добиться редакторской правкой, в другом может быть применен литературный прием, т. е. запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.

Приведенные примеры облегчают, главным образом, запоминание. Между тем большие трудности часто возникают с вспоминанием. Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием — обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности. Дело в том, что воспоминания в нашем мозге цепляются одно за другое, и, вызывая самое сильное из них, человек как бы переносится в определенный момент прошлого. Теперь для школьника уже не составляет труда вспомнить, что было перед этим моментом.

Как лучше запомнить материал дословно, т. е. выучить наизусть? Для успешного заучивания необходима прежде всего внутренняя установка (намерение) на прочное усвоение. Материал должен быть прочувствован и осмыслен, должны быть приняты меры против смешения равнозначных слов и т. д. Большую роль при этом играет повторение, но оно приносит пользу лишь тогда, когда сочетается с другими рациональными методами заучивания.

Возникает вопрос, как лучше повторение распределить во времени? Что целесообразнее — повторять стихотворение много раз (10—15) подряд до безукоризненного воспроизведения его (концентрированное повторение) или же распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2—3 раз, а после относительно длительного перерыва вновь повторить текст еще несколько раз (распределенное внимание)?

Многочисленные наблюдения показали, что целесообразен второй способ, так как при распределении повторений во времени требуется меньшее их количество, меньше утомляется и сам учащийся, а также значительно возрастает прочность заучивания.

Общими правилами облегчения запоминания являются следующие:

1. Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку и пр.), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.

2. Материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все, что можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до полного воспроизведения.

3. Учебный материал нужно делить на две части: самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть выделения шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.

4. Чтобы усвоить материал, нужно прочесть его, например 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время — еще 2 раза, потом еще 2 раза, т. е. не надо стремиться выучить все сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторения если не на несколько дней, то хотя бы на 2 дня, т. е. учить уроки не накануне, а заранее.

5. По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно умение бегло прочитывать большие порции материала. Учащийся не научившийся быстрому чтению, умеющий читать лишь медленно, повторяя в уме каждое слово текста, конечно будет от этого страдать. В 8—10-м классе каждый учащийся должен овладеть высокой скоростью чтения. Ведь даже выделить главное нельзя, если предварительно не «пробежать» весь текст ради его сортировки.

6. Очень важно уметь делить учебный материал в зависимости от того, в какой степени учащийся знаком с ним. Лучший способ самопроверки при этом — придумывание своего примера или задачи на данный материал.

7. Необходимо иметь запас разных методов работы, постепенно расширять их арсенал, а не надеяться на один или два приема, которые являются якобы самыми лучшими.

Развивать память, способности, учиться правильно организовывать свой труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для более плодотворной работы никогда не поздно. Вспомните примеры из истории. В молодые годы А. Эйнштейна считали неспособным к математике, и в 11 лет, по мнению своих учителей, он отставал в умственном развитии; Ф. И. Шаляпина не при­няли в хор; А. В. Суворов рос хилым и болезненным ребенком; Д. Свифт со скандалом провалился на экзаменах в университет; «глупым мальчишкой» называли учителя будущего знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея, как совершенно неспособного к наукам, его отдали в учение к сапожнику. Исаак Ньютон был последним учеником в своем классе, пока один остроумец не стал преследовать его бесконечными насмешками и не задел его самолюбия. Оскорбленный Ньютон сначала поколотил его, а вскоре оставил далеко позади в учении.

Итак, все дело за вами. И лучше, если вы не будете откладывать это до завтра.