Режим дня школьника (часть 2)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О порядке исчисления времени на территории СССР» начиная с 1981 г. все население нашей страны переходит на «летнее» время: 1 апреля все часы переводятся на 1 ч вперед, а 1 октября — снова на 1 ч назад. Режим дня для школьникаНекоторые родители беспокоятся: не отразится ли на здоровье детей нарушение привычного ритма жизни? В данном случае — нет. Биологические ритмы пластичны и способны быстро подстраиваться к внешним условиям. К сдвигу времени меньше чем на 2 ч организм приспосабливается легко. Особенно быстро привыкают дети. В этот период рекомендуется разгружать вторую половину дня от эмоциональных нагрузок, подготавливая организм к более раннему засыпанию.

Не менее важен процесс раннего пробуждения. Оно также должно проходить в привычной обстановке: звонок будильника, спокойная музыка, сопровождающая утреннюю физическую зарядку, широко раздвинутые на окнах шторы, впускающие в дом весеннее солнце… У школьников привыкание к новому распорядку дня продолжается, не более 1—2 дней.

В летние каникулы, чтобы хорошо отдохнуть и набраться сил для дальнейшей учебы, школьнику также необходим правильный режим дня. Общая схема распорядка дня в этот период не должна резко отличаться от такового во время учебного года: 7.00—7.30— подъем;

7.30—9.00— зарядка, утренний туалет, завтрак; 9.00—13.00—пребывание на свежем воздухе; 13.00—14.00—обед;

Режим дня для школьника14.00—16.00— послеобеденный сон или спокойный отдых;

16.00—19.30— прогулки, игры на воздухе. В плохую погоду — экскурсии в музей, на выставку или просмотр кинофильма.

19.30—20.00— ужин. После ужина можно почитать книгу или посмотреть телевизионную передачу, привести в порядок одежду, обувь.

21.30—21.50— вечерний туалет.

22.00— отход ко сну.

Это примерная схема, от которой, безусловно, могут быть незначительные отступления, но главным по-прежнему остается выполнение основных элементов распорядка дня.

В последние годы экспериментально, а с 1986 г. повсеместно двери школы открылись и для самых маленьких — шестилеток. Обучение дается им трудно: происходит ломка привычного образа жизни детей, появляются новые обязанности, ограничивается их двигательная активность. Учебный процесс требует сосредоточенной работы на уроках. Кроме того ребенку нужно установить контакты со сверстниками, наконец, привыкнуть к педагогу и воспитателю.

Задача взрослых — облегчить трудный для 6-летнего человека период приспособления к школе.

Прежде всего необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку в школе и дома. Не менее важно позаботиться о рациональном распределении времени ребенка в течение суток, так как надеяться на то, что он способен распорядиться им сам, нельзя. Именно родителям следует составить для дочери или сына правильный распорядок труда и отдыха и, что особенно важно, контролировать его строгое ежедневное выполнение.

Как же должен строиться режим дня 6-летнего человека, переступившего порог школы?

Многие дети в этом возрасте медленно выполняют различные действия, поэтому нужно на режимные моменты отводить столько времени, чтобы можно было не спеша все их выполнить. Вставать детям рекомендуется в 7—7 ч 30 мин в зависимости от отдаленности жилья от школы. После утреннего туалета, обтирания тела влажной рукавичкой или обливания водой комнатной температуры ребенок должен завтракать не спеша. Дорога в школу пешком в течение 20—30 мин будет для него прекрасной утренней прогулкой.

В школе перед началом уроков учитель проводит с шестилетками 8—10-минутную гимнастику. Выполнять ее надо в хорошо проветренном помещении. Утренняя гимнастика помогает стряхнуть остатки сонливости, взбодрить детей, способствует их собранности, сосредоточенности на предстоящей работе. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что ребенку нельзя опаздывать на зарядку, которая проводится всем классом, иначе его организм не будет подготовлен к урокам. В случаях, когда она исключена из режима дня в школе, комплекс гимнастических упражнений с детьми обязательно включите в утренний туалет.

В школе за исключением первой учебной недели у детей 6 лет —4 урока по 35 мин, после каждого из них следует 15—20-минутные перемены для подвижных игр и завтрака. На уроке педагог обязательно чередует разные виды занятий, а в середине его устраивает физкультминутку (2—3 мин). После 2—3 уроков — отдых на воздухе (45 мин), который включает организованные подвижные игры. Это так называемое динамическое занятие проводят в любую погоду. Участок школы, выделенный для шестилеток, оборудуется навесом, тентом, здесь должно быть соответствующее спортивное оборудование.

Медицинскому персоналу школ обязательно следует контролировать выполнение режима дня.

После 1-го или 2-го урока — горячий завтрак. В 13— 13 ч 30 мин — обед. Обязательный элемент режима дня детей 6 лет —2-часовой дневной сон. Однако некоторые дети, особенно легко возбудимые, в первое время с трудом засыпают и мешают отдыху остальных. Лучше, если воспитатель группы будет находиться в это время вместе , с ребятами. В выходные дни сон днем также обязателен. С 15 ч 45 мин до 16 ч 20 мин — занятия по интересам, тихие игры. С 16 ч 20 мин до 16 ч 40 мин — полдник, после чего рекомендуется полуторачасовая порогулка с подвижными играми. Пребывание на воздухе должно занимать как можно больше времени (не менее 3,5 ч), ибо день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья. Активные движения на воздухе способствуют росту и развитию ребенка, улучшают обмен веществ, повышают сопротивляемость заболеваниям.

С19ч до 19ч 30 мин (а в выходные дни и в другое время) детям полезно рисовать, лепить, конструировать, вырезать ножницами какие-либо фигурки, изготовлять разные поделки. Все это — упражнения для мелких мышц кистей рук, которые развивают их и подготавливают к занятиям письмом. Имеются данные, показывающие прямую зависимость между развитием кисти руки и становлением речи.

Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, необходимы специальные занятия с логопедом, иначе ему трудно осваивать грамоту.

Хотелось бы предостеречь родителей от чрезмерного увлечения детей телепередачами. В учебный период ребенок может смотреть телепередачи 15—20 мин 2—3 раза в неделю, в выходные дни — до получаса.

В 20 ч 30 мин —21 ч — подготовка ко сну, длительность его не менее 10 ч.

Нередко по выходным дням родители вместе с детьми поздно возвращаются домой из гостей. В понедельник ребенок приходит в школу невыспавшимся, не может сосредоточиться на учебе. Видимо, мамам и папам следует учесть это и отказаться от своей привычки.

Важно привить детям и навыки самообслуживания, начиная с одевания и кончая уборкой постели. К сожалению, нередко шестилетки, приходящие в школу, не умеют застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, быстро переодеться, что сокращает время их отдыха на воздухе. Лучше научить их всему этому в семье.

Некоторые родители стараются в первый год обучения в общеобразовательной школе определить ребенка и в музыкальную школу, и в школу фигурного катания, дополнительно заниматься с ним иностранным языком. Это может неблагоприятно сказаться на его здоровье. Подобные полезные малышу занятия отнесите на год позже, когда он полностью приспособится к школе.

Таким образом, соблюдение в общем-то несложных гигиенических правил режима дня поможет ребенку добиться успехов в учебе, сохранить и укрепить свое здоровье.