Режим дня школьника (часть 1)

date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.

В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха.

Продолжительность различных видов суточной деятельностиВ суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, чтение художественной и научно-популярной литературы, занятия иностранным языком и др.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, зянятия физкультурой и спортом.

С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и проведения тех или иных режимных моментов (табл. 1).

Примерная схема режима дня для школьников первой сменыВ табл. 2 и 3 представлены примерные схемы режима дня учащихся, занимающихся в общеобразовательной школе в первую или вторую смену, разработанные Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР.

Естественно, что ни одна схема распорядка дня не может быть универсальной, одинаково пригодной для всех. Однако главное правило — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание — должно соблюдаться во всех случаях.

Особое внимание следует уделять организации отдыха. Организм школьника должен отдыхать не только во время ночного сна, но и в течение учебного дня, в перерывах между занятиями в школе и дома, между другими видами внешкольной деятельности. Обязательным должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе.

Жизнь ребенка, разумеется, не исчерпывается только школьными занятиями. Дети школьного возраста с огромным удовольствием занимаются в технических и художественных кружках, музыкальных, спортивных, юннатских школах, любят посещать концерты, кино, театры. Однако просмотр кинофильмов и телевизионных передач, посещения театра не должны нарушать их режима и идти в ущерб здоровью и учебе. Культурные мероприятия и занятия по Примерная схема режима дня для школьников первой сменыинтересам следует регламентировать, учитывая возрастные особенности детей.

Нередко врачам приходится выслушивать жалобы родителей на беспокойный сон, вспыльчивость ребенка. Часто эти нежелательные явления встречаются у тех школьников, которые заняты в многочисленных секциях и кружках, учатся в спецшколах, находящихся далеко от дома, и которым не очень нравится то, что предлагают эти кружки и спецшколы. Ребенок предпочитает играть во дворе с друзьями, но ему приходится ездить в музыкальную школу, спортивную, или… Обычно то, что не нравится, получается плохо и отнимает много времени, к тому же не приносит радости и удовлетворения.

«Мои родители меня в детстве ничему не учили. Пусть уж мой ребенок все, что можно, с детства усваивает, чтобы потом легче было». Так объясняют родители свою настойчивость в Примерная схема режима дня школьников второй сменынасильственном развитии детей. Однако у одного нервный тик и нарушение сна сопровождают нелюбимую музыкальную школу и занятия английским языком с педагогом, у другого — нейродермит, развившийся после того, как к английской школе и фигурному катанию прибавилось рисование в изостудии на другом конце города… Стоит ли родителям упорствовать в своих желаниях, если это идет явно не на пользу здоровью их детей?

По этому поводу дадим совет: если занятия музыкой или иностранным языком даются ребенку легко, вызывают у него большой интерес, тогда и времени на них уходит Примерная схема режима дня школьников второй сменыне слишком много, но если они проводятся в ущерб правильному режиму, то лучше от них отказаться.

Большое значение в организации режима дня школьника имеет согласование его с режимом взрослых в семье. Нельзя полностью включать ребенка в установившийся в семье распорядок дня взрослых. Школьник должен спать дольше, чем взрослые, ложиться спать раньше, чем они; у него много таких занятий и обязанностей, которых нет у взрослых. Однако нельзя также создавать и два независимых друг от друга режима. К режиму дня взрослых школьник должен привыкать постепенно, соблюдая при этом необходимую для своего возраста продолжительность основных его элементов (сон, режим питания, пребывание на свежем воздухе и др.). Только при правильном сочетании всех компонентов режима с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника может быть обеспечено его гармоничное развитие и воспитание. Некоторым школьникам вечно не хватает свободного времени. А есть и такие, кто все успевает сделать и еще в музыкальную школу сходить, и в спортивную секцию, и в кружок. У тех и других сутки одинаковы —24 ч, но вот распоряжаются они своим временем по-разному: одни командуют временем, а другие подчиняются ему.

В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать Примерная схема режима дня школьников второй смены«сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записать каждое пусть даже самое маленькое дело, а справа — проставить потраченное на него время. Например: «Делал уроки по физике —25 мин (с 16.05 до 16.30)». «Ходил в библиотеку — 40 мин (с 16.30 до 17.10)», и так все с точностью до минуты. Вечером просмотреть записи и определить, где и когда было потрачено время зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потерь времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.

Некоторые учащиеся медленно встают утром, не спеша проводят уборку комнаты, долго приготавливаются к домашним занятиям и т. п. Между тем порой час или больше напрасно израсходованного времени при надлежащем навыке и контроле со стороны родителей школьники могли бы дополнительно провести на свежем воздухе или за общественно полезным трудом.

Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот .день никаких уроков! Домашние учебные занятия лучше приготовить в субботу после обеда, а тем, кто учится во вторую смену, — в понедельник утром. Выходной день следует предоставить любимым занятиям и развлечениям, а оставшееся после ужина время посвятить подготовке к следующему учебному дню.

Воскресенье — день отдыха, и этот день должен быть праздничным и радостным. Однако это не означает, что можно и нужно перегружать его развлечениями. Это не значит также, что в этот день можно полностью забыть все правила распорядка дня. Ведь сломать привычный суточный стереотип, разрушить выработанный рефлекс на время очень легко, а восстановить его трудно. В связи с этим распорядок выходного дня школьника не должен значительно отличаться от такового в обычные учебные дни.