date29.07.2014 "Режим для школьника" authorАвтор: Г.И. Куценко

Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально использовать бурно растущий поток информации. Уровни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффективность умственной работы при полном сохранении здоровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духовных сил, волевых качеств и умственных способностей советского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

С целью улучшения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, труду в условиях современного высокоразвитого социалистического производства в системе школьного образования за последние годы произведены существенные изменения учебных планов и программ, получили дальнейшее развитие новые методы и средства обучения. Содержание школьного образования приведено в соответствие с современным уровнем науки, требованиями научно-технического прогресса, что нашло отражение в новых программах по всем учебным предметам. Для школьников старших классов введены факультативные занятия, позволяющие развивать их индивидуальные способности и наклонности. В большинстве школ проводится профилизация с углубленным изучением отдельных дисциплин: иностранного языка, математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биохимии и агробиологии и др. Учебная нагрузка детей в таких школах выше, чем в обычных. У детей, совмещающих обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, ежедневная умственная нагрузка увеличивается в среднем еще на 2 ч.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр художественных кинофильмов и телевизионных передач, занятия в кружках технического творчества, занятия музыкой, так называемые спокойные игры (шахматы, шашки), чтение художественной и научно-популярной литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рациональной организации режима труда и отдыха.

В настоящее время осуществляется постепенный переход средней общеобразовательной школы на 11-летнее обучение (12-летнее — в школах союзных республик), вводится повсеместное обучение детей с 6-летнего возраста. Начальная 3-летняя школа преобразуется в 4-летнюю.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двигательную активность, что нередко приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутомлению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье. Решение данной пробле­мы в значительной степени зависит от оптимизации режима дня.

Проблема рациональной организации суточной деятельности школьников (режим дня) в настоящее время широко обсуждается на медицинских и педагогических конференциях, родительских собраниях, на страницах печати. И решить ее можно только сообща.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), отражающих неустанную заботу Коммунистической партии и Советского правительства об охране и укреплении здоровья учащихся, подчеркивается необходимость привития им прочных навыков рациональной организации труда и отдыха.

В настоящее время большая сеть научно-исследовательских и учебных учреждений страны работает над этой проблемой. В результате многочисленных исследований разработаны и предложены для внедрения в практику рекомендации по рациональной организации умственного труда школьников. Важнейшие из них изложены в настоящей книге.