Где и когда нужно динамическое чтение (часть 2)

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Восприятие по словам — это тоже еще не предел. Следующий этап развития техники чтения — чтение по синтагмам. Синтагма — это группа слов, тесно связанная по смыслу, скажем: имя существительное и эпитет, который его характеризует; глагол и наречие, уточняющее характер действия этого глагола; это также и служебные слова, тяготеющие к тому или иному слову.

Но вернемся к статье из датской газеты. В ней упоминается специальная учебная машина. Это оптико-механический прибор типа тахистоскопа, но с меняющейся широтой поля, так что на экране этого приспособления можно видеть по желанию либо каждое слово отдельно, либо сразу группу слов. Благодаря постепенному сокращению длительности экспозиции у читателя воспитывается и тренируется быстрое восприятие всей экспонируемой группы слов (то есть синтагмы).

Динамическое чтениеСуществуют и специальные учебники для тренировки быстрого чтения. Я приведу примеры из учебника, по которому велись занятия в Копенгагенском институте с лицами, владеющими английским языком. На странице обычный текст. Дальше — тот же текст, но набранный по вертикали в колонку, несколько напоминающую стихотворную. В этом «стихотворном» наборе каждая строка — синтагма. После тренировки на тахистоскопе читатель переходит к книге и начинает именно с этого текста, читая по вертикали и воспринимая каждую строчку в один прием. На следующем этапе эти же тексты даются в обычном наборе на полную строчку, но с выделением синтагм черточками (скобками). И, наконец, на заключительном этапе читатель воспитывает в себе способность выделять синтагмы и воспринимать их с одного взгляда в любом тексте.

Вторым обязательным основанием динамического чтения является воспитание чисто зрительного восприятия текста при исключении так называемого идеомоторного аккомпанемента (ведь большинство читающих мысленно проговаривают текст). Обычно, по крайней мере когда человек овладевает родным языком, он сначала научается воспринимать устную речь и говорить и только потом начинает учиться читать. Сформировавшиеся артикуляторно-речевые функциональные системы, на основе которых складывается более молодая функ­циональная система чтения, настолько тесно спаиваются с ней, что более поздние, важные для чтения зрительные восприятия становятся неотторжимыми от звуковых восприятий. Вспомните, когда человек начинает обучаться чтению, у него, как правило, шевелятся губы, даже если он читает про себя. Но вот техника чтения совершенствуется, возрастает темп, а намного более инертные артикуляторные механизмы уже не поспевают за неизмеримо более быстрым зрительным восприятием, превращаются в тормоз. И, наконец, приобретают па­разитический характер, так как теперь не облегчают, а, напротив, отягощают процесс восприятия. Это происходит при переходе к синтагменному чтению, в особенности при прогрессирующем расширении синтагм. Чтобы снять этот тормоз, подавить идеомоторику артикуляторного аппарата, нужна особая тренировка. В этой тренировке используется целый ряд психотехнических приемов, индивидуальный выбор которых требует педагогического опыта (здесь идут в ход и зажимание языка зубами, и жевательная резинка, и простое открывание рта, и более сложные приемы).

Теперь уместно поставить вопрос: а зачем вообще читают люди? Из известных мотивов чтения можно выделить три. Первый— для удовлетворения жажды познания или для овладения специальностью как систематизированной суммой знаний. Второй— ради удовлетворения эстетических запросов, поскольку сам по себе стиль изложения, авторская манера повествования могут вызывать глубокое эстетическое наслаждение. И, наконец, мы читаем для того, чтобы выловить определенные факты и сведения из обширной текущей информации, большая часть которой не затрагивает читателя, является для него ненужным балластом. Правда, есть еще один мотив —«убить время». К сожалению, есть люди, которые не живут, а только существуют, не знают, куда себя деть, страдают от скуки, вот они и в чтении видят один из способов «убить время», как буквально и выражаются.

Все в мире относительно. Относительны и эмоциональные и интеллектуальные ценности… Тот же А. М. Горький как-то сказал: «День — это маленькая жизнь. Сумей прожить его так, как если бы ты должен был умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки». Именно относительность интеллектуальной и эмоциональной ценности различных источников печатной информации и определяет для каждого читающего отбор материала для чтения (то, что имеет для вас наименьшую ценность, должно безжалостно исключаться и отбрасываться) и порядок, очередность чтения. В первую очередь должен прочитываться тот материал, относительная ценность которого для данного читателя максимальна. Для специалиста — это материал, имеющий непосредственное отношение к проблеме, над которой он работает. Профес­сор А. А. Кисель, известный педиатр, учил своих студентов: «Не читайте книг — нет для врача занятия менее оправданного. Но книгой пользуйтесь… ищите в ней ответ на вопрос, который не дает вам покоя». Повторяю — для научного работника порядок чтения, последовательность чтения, отбор материала для чтения должны определяться степенью непосредственной связанности с той областью, в которой данный специалист работает.