Административно-правовые нормы по ограждению детей и подростков от употребления алкоголя

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Основой противоалкогольной работы среди несовершеннолетних является юридическое закрепление принципа недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972), в частности пункты 5 и б, предусматривают административную ответственность родителей или иных лиц за доведение ими несовершеннолетнего до состояния опьянения и уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство. Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах или распитие ими спиртных напитков в возрасте до 16 лет также влечет за собой наложение штрафа на родителей. Закон запрещает прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и продажей спиртных напитков. Введен повсеместный запрёт продажи спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982), в частности, предусматривается «активизация работы по гигиеническому воспитанию населения, усиление мер общественного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем, и по борьбе с другими вредными привычками, снижающими работоспособность и ухудшающими состояние здоровья…».

Постановление Центрального Комитета КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (1985) направлено на строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков, прежде всего такого уродливого явления, как пьянство, злоупотребление спиртными напитками.

Серьезную озабоченность вызвало обострение в стране за последние годы пьянства и алкоголизма. Вместе с тем, меры по устранению этих явлений все еще проводятся неудовлетворительно. Антиалкогольная пропаганда ведется далеко не на должном уровне, не носит наступательного характера. Значительная часть населения не воспитывается в духе трезвости, недостаточно осведомлена о вреде употребления спиртных напитков для здоровья как нынешнего, так и особенно будущих поколений, для общества в целом.

В современных условиях раскрытия созидательных сил нашего социалистического образа жизни, совершенно нетерпимыми являются факты, когда злоупотребление алкоголем не расценивается как аморальное, антисоциальное поведение, не всегда и не везде по отношению к пьяницам используется сполна сила закона и общественного мнения. Борьба с этим социальным злом ведется без необходимой последовательности и организованности. Усилия государственных и хозяйственных органов, партийных и общественных организаций недостаточно скоординированы.

Преодоление пьянства и алкоголизма рассматривается ЦК КПСС как социальная задача большой политической важности. Поэтому от ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов партии, министерств и ведомств СССР, Совета Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народньГх депутатов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций и хозяйственных руководителей ЦК КПСС требует сейчас разработки и осуществления комплекса всесторонее обоснованных организационных административно-правовых и воспитательных мер, направленных на максимальное усиление антиалкогольной борьбы и повышение ее эффективности.

Рекомендовано придать этой работе всенародный характер: в каждом трудовом коллективе создавать обстановку нетерпимости к пьянству, к любым нарушениям трудовой дисциплины и порядка, а употребление алкогольных напитков на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях, на устраиваемых банкетах и приемах — считать абсолютно недопустимым. Партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских руководителей, имеющих пристратие к спиртному, допускающих устройство выпивок, следует освобождать от занимаемых должностей, а коммунистов привлекать за это к строгой партийной ответственности, вплоть до исключения из рядов КПСС.

ЦК КПСС считает, что долг каждого коммуниста, каждого руководителя — показывать личный пример активной борьбы с пьянством, борьбы за повсеместное искоренение самогоноварения.

ЦК КПСС обязал ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС повысить ответственность партийных, советских, профсоюзных организаций, органов здравоохранения за усиление антиалкогольной работы в трудовых и учебных коллективах, по месту жительства населения (особенно в общежитиях). Такую антиалкогольную работу рекомендовано рассматривать как одно из главных условий укрепления трудовой и производственной дисциплины, общественного порядка, оздоровления быта трудящихся и членов их семей.

ВЦСПС рекомендовано осуществлять строгий общественный контроль за применением к пьяницам таких, например, законодательных мер, как лишение премий, путевок в дома отдыха и санатории; использовать права, исходя из устава профсоюзов СССР и Закона СССР о трудовых коллективах.

ЦК КПСС потребовал от руководителей МВД СССР, Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР’, подведомственных им органов устранить серьезные недостатки в их работе по борьбе с пьянством, всемерно пресекать нарушения правил торговли спиртными напитками, искоренять самогоноварение и спекуляцию спиртным. Содействовать общественности, трудовым коллективам и семьям граждан в перевоспитании лиц, злоупотребляющих алкоголем, настойчиво вести работу по профилактике пьянства.

ЦК КПСС счел необходимым создание Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость и издание его печатного органа — журнала «Трезвость и культура», что рассчитано на еще более решительное наступление на пьянство и алкоголизм, на развитие массовости антиалкогольного движения в стране, прежде всего во имя сохранения здорового потомства.

Для ограждения несовершеннолетних от влияния взрослых, вовлекающих их в пьянство, в нашей стране предусмотрены специальные меры, отраженные в законодательстве.

Статья 5 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» предусматривает административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Однократное доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами влечет за собой административную ответственность в виде штрафа до 30 руб. Те же действия, совершенные лицом, от которого несовершеннолетний находится в служебной зависимости, наказываются или лишением свободы сроком до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 50 руб. Систематическое вовлечение несовершеннолетнего в пьянство наказывается лишением свободы сроком до 5 лет.

В целях укрепления семьи и защиты интересов детей статья 16 Гражданского Кодекса РСФСР гласит, что всякий, кто из-за злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности и над ним устанавливается попечительство. Такое лицо, получая заработную плату, пенсию или иные виды доходов, может ими распоряжаться только с согласия попечителя.

Злоупотребление спиртными напитками — это такое чрезмерное или систематическое их употребление гражданином, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, вызывая материальные затруднения и ставя семью в тяжелое материальное положение.

Статья 59 Кодекса о браке и семье РСФСР предусматривает лишение родительских прав за аморальное, антиобщественное поведение родителей, а также если родители являются алкоголиками или наркоманами.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению государственной или общественной организации, одного из родителей, либо опекуна ребенка, или по иску прокурора. Одновременно с рассмотрением вопроса о лишении родительских прав суд рассматривает и вопрос о взыскании алиментов, размеры которых устанавливаются в каждом конкретном случае.

Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются в размере 1/4 дохода на одного ребенка, 1/з — на двух детей и 1/2 — на трех и более детей. Размер алиментов может быть снижен, если у родителя, обязанного платить алименты, имеются и другие несовершеннолетние дети, которые после выплаты алиментов в названных выше размерах становятся менее обеспеченными, чем дети, получающие алименты; если родитель, выплачивающий алименты, является инвалидом первой или второй группы; если дети, получающие алименты, работают и имеют достаточный заработок или состоят на полном содержании у государства.

Расходы на содержание детей, находящихся в детском учреждении, могут быть взысканы с родителей в пользу учреждения. В случае смерти родителей или если у них отсутствуют средства к существованию — обязанности по содержанию несовершеннолетних детей могут быть возложены на других членов семьи: взрослых братьев или сестер, отчима, мачеху, деда, бабушку. Если один из супругов нетрудоспособен или стал таковым в течение года после расторжения брака, он имеет право на получение алиментов от своего способного на материальную помощью супруга. Такое же право предоставлено жене в период беременности, а также в течение одного года после рождения ребенка, помимо права на алименты, которые муж должен выплачивать на содержание ребенка. Алименты на содержание детей выплачиваются до их совершеннолетия.

Если изменились условия, послужившие основанием к выплате алиментов (создание новой семьи, восстановление трудоспособности и др.).— право на алименты утрачивается.

Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей влечет за собой уголовное наказание.