Отклонения в поведении подростков

date31.07.2014 Статьи, обзоры

Некоторые характеристики поведения пьющего спиртные напитки подростка известны. Установлена прямо пропорциональная связь злоупотребления алкоголем, криминальности, дурной компании, неуспеваемости и большого количества свободного времени. Однако значение этих факторов различно. Так, не все, кто плохо учатся, злоупотребляют спиртными напитками, с другой стороны, пьянство в течение какого-то времени иногда не отражается на успеваемости (в тех случаях, когда требования в школе и ПТУ занижены). У лентяя, не интересующегося учебой, которому всегда «на дом ничего не задавали», принимает,он спиртное или нет, свободного времени, как правило, больше, чем у прилежного ученика. Пьянство и криминальность, дурная компания нередко не связаны причинно, а являются равноценными следствиями единой причины.

Чем больше мы пытаемся понять, что такое «норма» поведения подростка, тем слабее кажутся связи пьянства и поведения. Во многих случаях то, что считается нормой, вызывает большое сомнение. Пример — так называемые ватаги подростков. Банальный взгляд видит в группах подростков норму. Однако психологический анализ поведения группы и ее сочленов допускает вывод, что ватага подростков — явление во многих случаях нездоровое, пример отклоняющегося, девиантного поведения.

Разумеется, объединение ровесников распространено в различных возрастных группах. Но каждой возрастной группе присущ определенный характер взаимодействия и интересов сверстников. Эти взаимодействия, интересы все же не поглощают личность полностью, и группа никогда не служит единственной формой самовыражения.

Группа маленьких детей не является группой в функциональном смысле, в смысле действия, достижения какой-либо цели. Это совместное, одновременное пребывание — игры рядом. Чтобы дети занялись общим делом, необходим организующий момент извне, со стороны старших (родители, воспитатели). По существу, истинная группа — это дети от 6 до 12—13 лет.

Эти объединения — следствие самоосознания, самовыделения из мира взрослых, что подтверждается рядом «обычаев» детских групп, передаваемых из поколения в поколение. Тут и придумывание собственного языка (присоединение какого-то слога к слогам обычной речи, перестановка слогов, «перевертывание» слов), постройка своего дома (шалаши, пещеры, снежные городки), свои тайны (зарывание в землю «секретов»), свои обычаи и фольклор, отражающие .мистические элементы в детском мышлении (игры в «замри», рассказы «страшилки»), свои правила поведения, кажущиеся взрослым нелепыми, и многое другое. При этом нужно отметить, что детская группа — группа без выбора: в нее входят все, кроме тех, кто отвергается. (Это особая тема, которая здесь обсуждаться не будет.) Группа образуется как бы сама, там, где дети оказались вместе (двор, школа, дачный поселок, день рождения и т.п.).

В возрасте 14—15 лет, на следующем этапе психического развития, появляется выбор, причем выбор—индивидуальный. Появляется один друг или не более двух-трех приятелей. Выбор здесь избирателен, именно выбор (а не стечение обстоятельств) из многих соучеников, живущих в том же доме сверстников. Уже есть индивидуальная симпатия, объединяющий ребят интерес, а не простое времяпрепровождение. Друг может жить в другом районе города, учиться в другой школе, но взаимный интерес и симпатия помогают преодолевать препятствия и даже запреты.

Ватага подростков характеризуется чертами детских групп. Они объединяются там, где оказались вместе (двор, улица, реже — класс, ПТУ, так как в этих случаях помеха объединению в различном отношении к учебе). Группа, по существу, случайна, ей не требуются индивидуальные интересы, индивидуальные симпатии, предпочтения.

Группирование с чертами, присущими детству, дает основание предполагать или задержку или остановку в развитии. Наблюдение за некоторыми взрослыми показывает, что это может быть и остановкой развития: с годами не все люди приобретают способность к индивидуальному существованию, избирательному индивидуализированному общению. Им скучно, они не могут себя ничем занять, хорошо чувствуют себя лишь в группе. Эти группы, как и ватаги подростков, несут черты детства в поведении, нецеленаправленность или случайные цели, отсутствие или кратковременность плана и организации действий, склонность к игровой активности.

Таким образом, видимо, упорядоченный подросток, входящий в группу, может предположительно оцениваться как имеющий уровень психического развития, не достигший возрастной нормы. О низком уровне развития свидетельствуют такие черты ватаги как легкость взаимной индукции, агрессивность, некритичность к действиям. Эта некритичность наглядна, когда старшие начинают выяснять причину тех или иных поступков группы. В этих случаях подросток действия группы объясняет случайностью, а лично свои — тем, что поступал «как все», «мы же вместе были». Это не уклонение от ответа, не ложь и не запирательство. Это отсутствие критики, а также неспособность анализировать и неразвитость индивидуального самосознания.

Психиатры, педагоги, сотрудники МВД, правоохранительных органов знают, что группа подростков — источник социальной и индивидуальной опасности. Группа склонна к противоправным дей­ствиям, приему спиртных напитков и наркотически действующих средств. Поэтому, как было указано выше, корреляция пьянства и преступности, дурной компании не указывает на причинную взаимосвязь этих факторов. Эти черты могут быть равноценными следствиями единой причины. В рассматриваемом случае эта причина — отставание уровня психического развития.

Подростки, уровень развития которых соответствует возрасту, попав в такую группу, скоро выходят из нее, иногда уводя кого-то с собой, если найдены некий интерес, некое занятие, отличающие их от массы. Подростки нормального уровня развития редко собираются числом более 2—3, и их совместное пребывание — всегда целевая деятельность, продуктивная, удовлетворяющая индивидуальный интерес. Помимо того, что группа их мала, они не противопоставляют себя взрослым так ярко, как большая ватага подростков низкого уровня развития. Напротив, такие дети активно «прибиваются» к кому-нибудь из старших на основе общего интереса. Эти наблюдения показывают, что мир здорового подростка не противоречив миру взрослых.

Из сказанного вытекает следующее. Расширение группы подростков без видимой цели (поход, организация студии, клуба и пр.) — признак неблагоприятный, так как повод к расширенному общению обычно более сниженный, нежели к индивидуальному. Такому расширению необходимо срочное внимание взрослых. Большая группа подростков без определенных интересов и увлечений требует особого педагогического вмешательства, даже если пока видимых отклонений поведения группы нет и группа кажется «нормальной», «благополучной». В целях профилактики необходимо активное вхождение в такие группы с предложениями занятий, интересов и т.д. Целесообразно разъединение таких групп на меньшие, что облегчает вовлечение их в продуктивную деятельность и контроль за ними.

Однако прием спиртных напитков у здоровых подростков высокого уровня развития вовсе не исключен. Практически все подростки пробуют алкогольные напитки. Причинами этого бывают «любопытство», стремление к взрослости, желание снять стеснительность. Кроме того, существует еще одна причина приема спиртного, связанная с особенностями нормального, здорового поведения и не связанная с собственно алкогольными мотивами.

Известно, что девочки реже (в 2—3 раза), чем мальчики, употребляют спиртное (самостоятельно, не в компании). Раннее употребление спиртных напитков девочками учащается лишь при выраженных нервно-психических расстройствах (патология личности, олигофрения, органическое поражение центральной нервной системы и т.п.). На примере другой формы отклоняющегося поведения, более тяжелой,— преступности — также видны еще большие различия между мальчиками и девочками. Среди состоящих на учете в детской комнате милиции девочки составляют около 10%.

Эти данные свидетельствуют, в частности, о половых различиях физиологической и психической конституции подростков. Мужчинам свойственна поисковая активность, часто за границами традиций. Женщин, напротив, характеризует стабильность поведения в этих границах. Употребление спиртного у здорового подростка мужского пола выражает часть такого поискового поведения и со стабилизацией поведения, с повзрослением употребление спиртного сводится к традиционному, по общезначимым поводам. Действительно, как правило, отмечается самопроизвольное прекращение злоупотребления подростками алкоголем (речь идет о здоровых подростках, у которых нет на эмоциональных расстройств, ни других нарушений поведения). Наркологи обнаруживают, что в ряде случаев диагноз раннего алкоголизма, поставленный подростку, в дальнейшем не подтверждается, пьянство прекращается, даже если подросток не получал никакого лечения.

Все это указывает на то, что иногда злоупотребление алкоголем — временное отклонение от нормы. Но объяснение, понимание мотивов не означает, что нужно быть снисходительными, не «замечать», ожидая, когда поведение восстановится. Здесь риск очень велик, ведь речь идет об употреблении токсичного вещества, каким является алкоголь. Хотя при временных отклонениях поведения алкоголизация и не приобретает характер систематической, интенсивной, последствия могут быть скорыми и очень серьезными. . Вероятны социальные следствия (вовлечение в сомнительные и даже опасные ситуации) и биологические (провокация заболевания, необычные осложнения возрастных инфекций). Надо отметить особо — последствия даже эпизодического употребления спиртных напитков подростками своей злокачественностью превышают то, что наблюдается у взрослых.

Отличия злоупотребления алкоголем подростками от злоупотребления взрослыми этим не ограничиваются. Как было показано выше, у подростка пьянство может быть самостоятельным показателем поискового поведения (нормальная личность); одним из проявлений поведения, расстроенного в целом (девиантная личность) ; вынужденным, под влиянием дурного примера; у пси­хофизически ослабленного ребенка; может быть протестом и намеренной тактикой. Внимательный педагог, наблюдая жизнь детей, может продолжить перечень причин, которые кроются в осо­бенностях поведения. Нельзя умолчать и о таких случаях, как активное вовлечение в пьянство, особенно если подросток материально и бесконтрольно обеспечен. Эти мотивы, нормальные и патологические, самостоятельные и вынужденные, превышают то, что наблюдается у взрослых. Такие отличия объяснимы несозревшей психикой, неустоявшимся стереотипом поведения, большой зависимостью ребенка от окружения.

При известном значении окружения для всех людей взрослый человек способен, хотя и в некоторой степени, сопротивляться, уклоняться. Выбор подростка также возможен, но он еще больше ограничен в силу биологических особенностей возраста и зависимого социального положения. Среда формирует ребенка радикально: период зарождения, вскармливания, роста — био­логическое формирование; уход, эмоциональная связь со взрослыми, навыки семьи, воспитание — социальное формирование. Биологическое и социальное формирование подводят (если подводят) подростка к злоупотреблению алкоголем не прямо, а опосредованно, меняя личность, и эти изменения часто бывают трагичными.

Особое явление, не встречающееся в клинике взрослого алкоголизма, особое мотивационно и прогностически, требует и особого подхода — не только медицинского, но и педагогического для своего разрешения. Что касается медицинского вмешательства, оно в значительной мере должно быть психологическим, психиатрическим, а не наркологическим.